Функционализм — рациональная эстетика
Функционализм – рационалисткое течение в архитектуре, оформившееся в 1930-х гг в Европе.
Научно-технический прогресс и появление в массовом строительстве железобетона, металла, бетона в начале ХХ века ускорило массовую индустриализацию. Появилась необходимость в новых типах жилых и общественных зданий. Теперь архитекторы стали думать не только о прекрасном, но о целесообразном, важном, экономичном.
Так появился функционализм, согласно которому соответствие внешней формы предмета его утилитарной функции создает «абсолютную красоту». С конца 1920-хх гг новое течение распространяется по всей Европе. Принцип «функция — конструкция — форма — качество» стал пропагандироваться группой Баухауза в Германии, группой «Эспри нуво» во Франции, группой «Де Стиль» в Нидерландах.
В функционализме форма определяется только конструкцией. А конструкция жестко обусловлена функцией. Из этого следует, что определенному назначению здания соответствует единственно оптимальная конструкция. Поэтому многие образцы функционализма 20-х -30 –х гг прошлого века проектировались без учета национальных и климатических различий.
Основную идею нового стиля емко выразил немецкий архитектор Бруно Таут: «Что хорошо функционирует, то хорошо и выглядит». Во внешнем облике здания четко прослеживалось назначение его «начинки», а в планировочной структуре взаимосвязь помещений была четкой и логичной.
Характерными чертами функционализма являются:
- свободная асимметрия;
- деление объема здания путем группировки помещений с одинаковыми функциями и связывание этих групп переходами;
- простые геометрические архитектурные формы;
- крупные плоскости стекла (ленточное остекление);
- полное отсутствие декоративных элементов и вообще всего, что не нужно для конструкций;
- плоские кровли (иногда эксплуатируемые);
полное или частичное освобождении нижних этажей от стен и использование пространства под зданием.
Яркими образцами нового стиля стали работы Ле Корбюзье (Франция). Например, общежитие швейцарских студентов в Париже (1930 г.), здание Центросоюза в Москве (1928 —1936 гг.). Уже в раннем творчестве архитектор задался вопросами поиска нового массового индустриального жилища или как он выражался «машины для жилья». В результате Ле Корбюзье выработал принципы, которые используются в жилищном строительстве по сей день (подробнее об том мы писали ссылка на статью).
«Гармония — это не эстетическая категория, а исходное условие свободного функционирования любой вещи, — утверждал Ле Корбюзье, — Гармония как соответствие формы предмета своей функции позволяет каждой вещи обрести свободу движения и развития».
Еще одним представителем Франции, внесшим вклад в развитие функционализма, стал Андре Люрса. Его проект колледжа в Вильжуифе, пригороде Парижа вобрал в себя все главные черты функционализма. Люрса создал динамичную ассиметричную композицию, в которой основным стало здание протяженного учебного корпуса, перпендикулярно к которому располагались три небольших блока, создавая дворики для спортивных занятий и игр. Столбы-опоры, свободный план, ленточные окна, плоская эксплуатируемая крыша– практически идеальный проект десткого учебного учреждения. Колледж в Вильжуифе стал визитной карточкой Люрса. Именно этим проектом архитектор обратил на себя внимание советских властей, которые в середине 1930-х интенсивно занимались строительством школ. В 1934-м году Люрса с семьей приехал в Москву по приглашению советской стороны. В СССР он работал над проектами учебных учреждений, больниц.
Во Франции функионализм так и не стал определяющим. Образцы этого стиля лишь немного разбавили традиционную застройку.
Основной идеологический и практический центр функционализма находится в Германии. В начале ХХ века здесь трудились такие архитекторы, как Петер Беренс, Людвиг Мис ван дер Роэ, Ганс Пельциг, Бруно Таут, Ганс Мейер. Крупнейшая фигура функционализма, насытившая этот стиль идеологически и практически – Вальтер Гропиус, руководитель творческого центра «Баухауз». В 1920-х – 30 –х гг Баухаус становится центром интернациональных архитектурно-дизайнерских процессов, здесь преподают и работают великие художники, скульпторы, архитекторы, дизайнеры. В 1925 году здание Школы Баухаус было переведено из Вефмара в Дессау. Новую штаб-квартиру проектировал Вальтер Гропиус.
Здание Баухауза в Дессау (1928 год) считается иконой функционализма. Лаконичное и ясное сооружение, простые геометрические объемы, связанные между собой переходами. Композиция состояла из двух корпусов: учебный и производственный. Корпус мастерских имел сплошное остекление стен, а учебный — отдельные окна. Переход выявлен горизонтальными лентами окон, лестничные клетки — вертикальным остеклением. В здании нет ничего декоративного. Также нельзя выделить главный фасад – в основу положена идея всефасадности, выдвинутая еще модерном.
Еще одна новаторская работа Вальтера Гропиуса – проект здания газеты «Чикаго Трибьюн» в США, выдвинутый им на конкурсе в 1924 году. Выявление конструкций несущего каркаса здания поразило жюри конкурса и даже вызвало жесткую критику. Проект так и не был реализован
Однако по значимости для последующего развития архитектуры этот проект можно сравнить с работой братьев Весниных в СССР — проектом здания Дворца Труда в Москве, одержавшим победу на конкурсе в 1922 году.
В России принципы функционализма развились в русле такого направления как конструктивизм. Новый стиль расцветает в молодой советской республике в 1930-е гг. В то время Советский Союз стал центром притяжения лучших архитекторов мира, которые активно участвовали в конкурсном и реальном проектировании. Советская архитектура переживала время быстрого подъема, творить здесь было интересно, особенно молодым и прогрессивным зодчим. В этот период в советской России жили и работали такие мастера, как Ле Корбюзье, Люрса, Гропиус, Таут, Мейер и другие.