Традиции и современность в архитектуре Японии.

Формирование такого направления как регионализм началось в Стране восходящего солнца одновременно со странами Северной Европы.

Заметнее всего в архитектуре Японии регионализм начал проявляться во второй половине двадцатого века после поражения во Второй мировой войне. Толчком к распространению явились факторы из области политики, социальной и экономической сферы такие как: принудительная демилитаризация страны, демократизация, восстановление после войны, технический прогресс в строительной отрасли.

Все это стало мощным движущим фактором для развития культуры и общества Японии. Началось строительство центров культуры, спорта, бизнес-центров, театров и музеев. Происходит формирование принципиально нового вида общественного строения – ратуши, которая представляет собой некий объект с большим количеством функций – являющийся зданием местного самоуправления и центром культуры.

В середине прошлого столетия развитие архитектуры подобного рода строений проходило по примеру второй волны модерна в Европе. Принципы именно этого стиля гармонично вплелись в традиционное зодчество Японии, которое в течение многих веков отличалось стабильностью и неизменностью стиля. Оно избежало радикальных перемен в области стиля, которые были характерны для Европейского искусства. В истории архитектуры Японии можно отследить два архитектурно-конструктивных направления: каркас из дерева с несущим заполнением, выполненным из легких щитов и циновок; массивный сруб из дерева. Первое направление распространилось в возведении жилья самых разных категорий. В таком стиле строили хижины и дворцы. Второе направление нашло применение при проектировании храмов и хранилищ.

Отличительной чертой европейской архитектуры было преобладание пластической разработки колонн, стен, аркады. Японская архитектура характеризуется пластической разработкой тяжелой крыши, выполненной из черепицы, имеющей довольно крутой уклон. При этом предусматриваются большие выносы свесов кровли, которые с помощью вариантного проектирования поддерживают свесы. При этом пластическое проектирование конструкций, расположенных вертикально (каркасных стен или стен из бревен) не проводилось. Поэтому сохранялась их нейтральная структура конструкции.

Жара и влажность учитывались при проектировании базовых конструкций стен и кровли. По этой же причине постройки над основаниями немного подняты на отдельно стоящие опоры. Сейсмическая ситуация на островах обусловила малоэтажность построек, проектирование лаконичных  объемов строений.

Данная историческая справка приведена для понимания того, с какой легкостью страна восходящего солнца переняла черты модернизма, органично вплетая их в традиционную архитектуру. Легкий каркас из дерева Японские архитекторы заменили на монументальные сооружения с железобетонным каркасом. Наиболее яркими представителями этого стиля стали Маякава, Танге, Курокава и многие другие. Классика модернизма Японии – музей Мира в хиросимском комплексе, построенном архитектором Танге в период с 1949 по 1956 гг.

attach

Музей Мира, архитектор Танге.

Вскоре малая эмоциональность модернизма стала требовать поиска вспомогательных средств выражения. Сначала в ход шли приемы традиционного регионального подхода.

В архитектуре наших дней развитие регионализма происходило в трех направлениях: имитации, иллюстративного традиционализма и органичного преломления традиций.

При разработке проекта культовых зданий в основном проект имитирует традиционный сруб, но при этом используется железобетон. Этот же подход встречается в проектах светских строений. Примером может служить павильон на выставке Экспо-67, спроектированный архитектором Иосинобо Асахара, проект токийского театра, созданный архитектором Хироюки Ивамото. Навесные панели стен из железобетона, расположенных снаружи по горизонтали, украшены рельефом-имитацией рубленой стены из дерева.

Что касается иллюстративного традиционализма, то здесь наиболее популярно внесение элементов, принятых традиционно в строении, спроектированном по законам стиля модерн. Очень часто эти элементы походят на не завуалированные цитаты. Прототипом венчания здания международных конференций в городе Киото (выполненного из железа и бетона) архитекторы С. Отани и Т. Оти выбрали аналогичный элемент храма III века в городе Исе.

отани

Здание международных конференций в городе Киото, архитекторы С. Отани и Т. Оти

отани2

Здание международных конференций в городе Киото, архитекторы С. Отани и Т. Оти

Кикутаке для своей разработки в городе Идзума выбрал солнцезащитные решетки из железобетона, аналогичные решеткам храмаVII в., выполненным из дерева.

2big копия

Административное здание в Идзумо (1963 г.), архитектор Кикутаке.

2big

Административное здание в Идзумо (1963 г.), архитектор Кикутаке.

Органичное направление применения подходов архитектуры, сложившейся традиционно, представляет токийский фестиваль-холл, проект архитектора Маякавы. Каркас здания – легкий, выполненный из железа и бетона, заполнен прозрачными, пропускающими свет ограждениями. Характерная особенность строения – массивность кровли, большой ее вынос, размер которой визуально увеличивает парапет, выполненный из бетона под наклоном. Он защищает от ветра эксплуатируемую крышу. Разработанная в традициях японской архитектуры композиция здания обладает обновленной формой, в которой отсутствует имитаторство. Подобный тяжелый парапет, имеющий принципиальные отличия в формах, использован в разработке музея в Нагасаки. Если сравнить два вышеприведенных решения с возведенным тогда же зданием токийского музея западного искусства по проекту Корбюзье, можно увидеть, что использованные в проектах приемы повышают выразительность композиции.

Также наиболее органичное для страны восходящего солнца тяжелое венчание стало популярным, и было использовано формально многими зодчими. Сегодня оно встречается во всех больших городах.

Путь архитектуры страны восходящего солнца в освоении регионального направления в создании проектов современных построек легче увидеть, сравнив 2 объекта с одним и тем же назначением – две ратуши – в творчестве архитектора Танге, спроектированные с разницей  в два года. Это префектура Кагава в Такамацу и муниципалитет в Курасики. Префектура спроектирована в интернациональной манере, принадлежность к определенной нации выдает только наличие консолей из железобетона, вынесенных на фасад торцами, что напоминает конструкции из дерева, выполненные в японских традициях. Проект муниципалитета – пример реализации регионального направления без применения элементов национального колорита, которое опосредованно повлияло на расположение расставленных на больших расстояниях друг от друга открытых опор, формирующих первый ярус, которые книзу слегка расширены. Также к элементам национальной архитектуры  можно отнести пропорциональность составных частей разрезки стен фасадов в два ряда и соединения их по углам, которые напоминают сопряжения сруба из дерева в утяжеленном венчании строения.

Глубинные признаки регионального направления связаны с избирательностью относительно подбора несущих конструкций и отображения в построении их тектонических возможностей. Учитывая то, что традиции японской архитектуры использовали как базу конструкции стоечно-балочные и срубные, выполненные из дерева, в зодчестве страны восходящего солнца не прижилась тектоника сводов и куполов. Поэтому в архитектуре наших дней специалисты используют железобетонные перекрытия с ребрами, отображая их элементы на фасадах, в  обстановке, в то же время безбалочные практически не находят применения. Используются повсеместно конструкции складчатого типа из железобетона для покрытий и стен, при этом не находят применения их аналоги – многоволновые оболочки  имеющие форму конуса и цилиндра, своды и купола. Активно применяются системы подвесных покрытий и компоновка данных систем в объемные формы. Несмотря на современную конструкцию проектов, на создание их силуэтов авторов вдохновляли сложные формы покрытий, выполненных в лучших традициях японской архитектуры.

K_Tange_04

Проект Олимпийского комплекса в Токио, архитектор Танге

Самое яркое проявление – проект Олимпийского комплекса в Токио, разработанный архитектором Танге в 1964 году. Комплекс представляет собой два здания. Одно из которых – крытый бассейн, второе – зал для игры в баскетбол. Покрытия построек  – подвесные. Главные несущие тросы бассейна,  прикреплены к двум пилонам. Зала для игры в баскетбол – к одному. Второстепенные — прикреплены к контурам, служащим опорой выполненным из железобетона. Построение выполнено в 2 масштабах – выражающем пространственные формы и силуэт покрытий, выполненных из металла. И меньшем масштабе – стоечно-балочных разделениях опоры, являющейся контуром, напоминающих традиционные архитектурные формы.

В конце прошлого столетия региональный стиль уступил позиции глобальным направлениям, проявлявшимся в архитектуре. В основном это был неомодернизм, неоэкспрессионизм, постмодернистическое направление. Данные стили в Японии развивали архитекторы Шинохара, Кикутаке, Исозаки, Андо, Ито, Моцуна. Направления характеризуются сведением к минимуму выразительных приемов, ограничение применения сводов и куполов. Переход обусловлен, прежде всего, заменой железобетона на металл в конструкциях.

К записи "Традиции и современность в архитектуре Японии." есть 1 комментарий
  1. Наталья:

    Архитектура Японии для меня стоит особняком среди всех направлений и стилевых решений. Это стать, это богатая история, это сила, величие,сегодня к этим качествам добавляются современные технологии и свежие конструктивные решения.
    Традиции и современность пропитаны друг другом.

Оставить свой комментарий

Поиск по сайту

Подписка на рассылку новостей

© 2017    ARCHI-STORY | Все права защищены    //    Войти   //    Вверх