Особенности архитектуры и конструкции турбинного цеха AEG Петера Беренса.

AEG_post

Особенная роль в становлении теории предметного творчества Германии, установлении связи искусство-промышленность отведена творчеству Петера Беренса. Одним из первых Беренс смог понять, какие новые задачи для решения промышленным дизайнерам предлагает индустриальный век.

AEG

Приглашение Беренса в качестве художника консультанта в фирму AEG (нем. Аllgemeine Eletrizitats Gesellschaft — «всеобщая электрическая компания») в 1907 году – новый виток в творчестве архитектора. У него появляется возможность  проявить себя в новом качестве. В качестве промышленного дизайнера. Созданная в 1883 году компания AEG, равно как и другие крупные компании того времени была одним из крупнеших игроков в своей производственной отрасли. В номенклатуре компании была продукция для производственных нужд и для домашнего пользователя. Производство было оборудовано по последнему слову техники, труд рабочих организован на самом высоком уровне. Компания AEG быстро развивалась, превращаясь в сверхмонополию, имея развитую сеть дочек, банков и холдингов. Для покупателей была создана специальная система обслуживания через сеть представительств. Руководители компании были заинтересованы в завоевании позиций на мировом рынке.

AEG_Behrens_

Именно поэтому была необходима разработка фирменного стиля, унифицированного  исполнения и возможности идентификации изделий. Производственники полагали, что таким образом продвижение продукции будет более успешным. Монументальность считалась подтверждением престижности и авторитетности фирмы. Беренс  создавал проекты каталогов продукции, прейскурантов, приборов, упаковки, стендов для выставок, промышленные корпуса и мастерские. В его масштабном проекте очень четко прослеживается подчинение самых разнообразных категорий единому принципу образования стиля.EPSON DSC picture

Вершиной творчества Беренса как архитектора можно считать пять крупных производственных зданий, проекты которых он разработал для AEG с 1908 по 1911 г.г. Наиболее известным из них было возведенное в 1909 году в Берлине здание Турбинного цеха. Его еще называют символом промышленного производства, как важнейшей составляющей жизни в индустриальном веке. Конструкция поражает воображение своей громадностью и масштабами. Основной идеей проекта было восприятие промышленного здания как выражения силы, которая рождается при объединении человека и машины. Впервые в Германии такого эффекта удалось добиться без применения декоративных стилизаций, только за счет рациональности конструкции, выполненной из стекла и стали.

AEG_Behrens_inside

Продукцией завода были динамо-машины. Основным требованием по организации рабочего места по их изготовлению — максимальное освещение прямым светом рабочего места. Здание было поделено Беренсом на два объема, резко отличающихся друг от друга: главный корпус и пристройку, ассиметрично к нем примыкающую. Стеклянные плоскости огромных размеров, заключенные в стальные обвязки образуют боковой фасад главного здания. Опоры-шарниры выполняют функцию крепления к фундаменту для стальных стоек, имеющих сечение, уменьшающееся книзу. Шарнирные опоры здесь вынесены на фасад в открытом виде, что продиктовано желанием Беренса использовать конструктивные узлы в архитектуре, таким образом, подчеркивалось их архитектоническое значение.

AEG_Behrens_plan

В данном проекте Петер Беренс применил принцип формообразования, в основе которого лежит выявление конструкции. Стоит, однако, заметить, что указанный принцип проводится недостаточно последовательно. Плоскости остекления наклонены внутрь, формируя далеко выступающий карниз. Карниз разбивает здание на части: создается впечатление давления тяжелой крыши на основной объем. Подобный подход рационален и закономерен при создании проекта здания с массивными стенами, где карниз призван подчеркнуть деление на несущую часть и крышу. В проекте предусмотрено образование единой неделимой системы —  конструкции трехшарнирной рамы. Неделимо и внутреннее пространство помещения. Особая роль отведена массивным углам. Создается впечатление, что они являются значимой частью конструкции здания. Но оно обманчиво, так как углы не выполняют статических функций, являются лишь элементами декора — переходящие от продольных стен к торцам они усиливают впечатление монументальности. Внешний облик здания чересчур драматизирован – в жертву принесена его функциональность, оно больше напоминает монумент.

AEG_Behrens_opori

На более поздних этапах творчества Петера Беренса все ярче и ярче видна монументализация рациональной формы. Решения заводских зданий AEG в Берлине (1910г.) подчеркнуто симметричны. Башни ленточных клеток выступают далеко вперед, производя впечатление внушительности. Упрощенные классические формы исполнения, характерные  для входов в производственные помещения (между многоэтажными конторскими корпусам) сочетаются с  оформлением  боковых  фасадов, имеющих вид пилонов и поверхностей из стекла.

К записи "Особенности архитектуры и конструкции турбинного цеха AEG Петера Беренса." 2 комментария
  1. Валерия. Спасибо интересно!
    А комплекс зданий на вольфштрассе 3 это какой год? И все ли строил Беренс?
    Там просто ничего о симметрии нет но все очень интересно…

    • Валерия:

      Спасибо, к сожалению, не подскажу, нет никакой информации на этот счет.

Оставить свой комментарий

Поиск по сайту

Подписка на рассылку новостей

© 2017    ARCHI-STORY | Все права защищены    //    Войти   //    Вверх