Чикагская школа
Чикагская школа – это объединение творчества архитекторов, которое сложилось в США в Чикаго в 1880-е годы. Деятельность этих архитекторов отличалось новаторством, стремлением к многоэтажности и вертикальности линий сооружений. Ситуация, которая сложилась в результате пожара 1871 г., который уничтожил значительную часть старого Чикаго, положило начало деятельности архитекторов чикагской школы.
Город стал отстраиваться с невероятной быстротой, также этому способствовало его географическое положение, наличие большого озера, водных путей сообщения и сложившегося железнодорожного узла. В связи со спекуляцией земельными участками, цены на землю росли каждый день, возникла необходимость интенсивной застройки, которая породила новый тип здания – небоскреб.
Основоположником чикагской школы считается архитектор Генри Ричардсон (1838-1886), он возводил производственные и конторские здания в стиле «неоренессанса».
Первый небоскреб в 1885 г. построил в Чикаго инженер Уильям «Ле Барон» Дженни (1832—1907). Это было здание Страхового общества, Уильям успешно применил каркасную стальную конструкцию, которую облицевал красным кирпичом. Здание не сохранилось, его снесли в 1931 г.
После Уильяма Дженни каркасные дома стали строить другие архитекторы, хотя они еще долго следовали стилю, созданного Ричардсоном. Таким образом, заложив основы «интернационального стиля».
Наиболее выдающимся представителем чикагской школы является архитектор Луис Салливен (1856-1924). Салливен основатель американского функционализма, он провозгласил «форма в архитектуре должна соответствовать функции». Салливен использовал «чикагскую ситуацию» для реализации своих рационалистических идей.
Наиболее заметным небоскребом, спроектированным Л. Салливеном, стало 10-ти этажное офисное здание Уэйнрайт билдинг в Сент-Луисе. Это здание имеет сплошной стальной каркас. Салливен поставил здание на двухэтажное основание, выше которого вертикальные элементы были подчеркнуты, в то время как горизонтальные сведены до минимума. Сверху эти вертикальные ритмы перекрыты глубоким декоративным фризом и выступающим карнизом.
Целый ряд многоэтажных зданий Чикаго создан под влиянием идей Салливена. Так, например, его принципами руководствовались архитекторы Бернэм и Рут. Это можно наблюдать в проекте здания Рилайенс Билдинг, построенного в 1890 году, его внешний облик определен металлическим каркасом здания и выявлением различных функций его основных частей. По таким же принципам построено еще одно здание по проекту Бернэма и Рута Монаднок-Билдинг в 1891 году.
Еще один яркий представитель чикагской школы – это выдающийся американский архитектор Ф. Л. Райт, ученик Луиса Салливена. На творчество которого, идеи чикагской школы оказали влияние сильнее всего.
Однако широкое развитие новых композиционных приемов, пропагандируемых чикагской школой, вошло в противоречие с привычными взглядами на архитектуру со стороны заказчиков и влиятельных деятелей муниципалитета. Интенсивное развитие нового архитектурного направления было прервано Международной Колумбийской выставкой 1893 года в Чикаго. Проектирование этой выставки было передано архитекторам, сторонникам «классической» архитектуры. В итоге парадный выставочный ансамбль здания был спроектирован по всем академическим канонам, с пропилеями, портиками, аркадами. Скромный павильон транспорта, построенный по проекту Салливена, затерялся в массе эффектных «ренессансных» и «античных» сооружений выставки, которая была названа Белым городом.
В итоге, именно строительство этой выставки можно считать началом конца развития чикагской школы. В дальнейшем появлялись лишь единичные сооружения, например, универмаг Карсона, Пири и Скотта, построенного по проекту Салливена в 1899- 1904 годах. Но в итоге чикагская школа потерпела поражение, архитектуру снова захлестнула волна эклектики.
Позднее Л. Мис ван дер Роэ стал возводить небоскребы из стали и стекла. Он эмигрировал в США, так же как и М. Брейер, В. Гропиус и Л. Мохой-Надь, после прихода к власти нацистов в Германии в 1933 г. Эти архитекторы дали новый толчок развитию функционализма в Америке.