Открыть меню

Международные конгрессы архитекторов CIAM. Афинская хартия


Международный конгресс современной архитектуры имеет короткую аббревиатуру CIAM (или также ЦИАМ). Это интернациональное общество архитекторов, сформированное еще в 1928 году. Цель создания организации — объединение европейских архитекторов. Архитекторы должны обмениваться своими профессиональными знаниями? для развития современного архитектурного движения.

Деятельность общества нашла свое выражение в комплексе конгрессов. Они были разработаны главными европейскими модернистскими архитекторами. Во время конгрессов оглашались интересные идеи и мысли во всех областях архитектуры: от экологии и градостроительства до постиндустриального дизайна.

Само создание ЦИАМ являлась следствием единого европейского бунта архитекторов против непринятия выигрыша Ле Корбюзье в женевском конкурсе «Дворец Лиги наций», который проходил в 1927 году. Дебютным председателем ЦИАМ был назначен архитектор из Швейцарии — К.Ц. Мозер. В 1931 году на встрече, которая состоялась в Цюрихе принимали участие члены CIAM Корбюзье, В. Гропиус, З. Гидион, Р. Стейджер и В.М. Мозер. Они говорили с К. Ван Эстереном (популярный архитектор и строитель из Нидерландов) о значимости ориентации солнца в контроле над целенаправленным позиционированием доступной недвижимости. В. Эстерен являлся главным архитектором подразделения амстердамского градостроительства с 1929 года. Участники попросили, чтобы он проанализировал несколько городов и подготовил это (анализы) к следующему собранию CIAM. Собрание должно было состояться в Москве в 1933 году. Тема данных анализов — «Функциональный Город».

Функциональный город

В. Эестерен применял инструменты, созданные для проекта масштабирования Амстердама, для разработки проекта зонирования и прогнозирования единого городского развития.

На специализированном собрании Берлинского конгресса в 1931 году В. Эстерен презентовал анализ участникам. Он продемонстрировал три схемы Амстердама. На первой схеме в масштабе 1 к 10 000 он показал функциональное использование земли и плотность населения. На второй схеме была отображена транспортная система. На третьей схеме в масштабе 1 к 50 000 он отобразил региональные городские сооружения. Он также презентовал подкрепления к сведениям о четырех жилищных, досуговых, транспортных и работных функций. Аналогичные презентующие доски решено было разработать и для собрания в Москве. Согласовали стандарт символов для чертежей городских планов.

В 1932 году проекту Корбюзье не удалось заслужить от судей признания. Причиной этому стала российская политическая обстановка. Собрания CIAM все больше стали игнорироваться. Вместо московской повестки пришлось искать помещение для четвертого CIAM собрания. Четвертое ЦИАМ собрание состоялся на судне SS-Partis. Это лайнер, который начал плавание из Марселя в Афины летом 1933 года.

Четвертое ЦИАМ собрание состоялся на судне SS-Partis

Национальные группы презентовали на собрании итоги городских экспериментов. Они подготовили для каждой ситуации 3 доски, отображающие около 35 городов. Более того, Корбюзье и специалисты в архитектурной сфере, которые ранее виделись на Цюрихском собрании, презентовали ключевые задачи функционального города.

Сразу после прибытия в Афины, в начале августа, состоялась выставка функциональных городских проектов. Она состоялась в Национальном технологическом институте. Открыта она была афинским премьер-министром. Все проекты были распределены на 7 разделов. Это были мегаполисы, населенные пункты, административные центры, порты, промышленные населенные пункты, прогулочные населенные пункты и населенные пункты различных функций. Делегаты продолжали находиться в Афинах на протяжении некоторых дней. Они наносили визиты в местные музеи и достопримечательности, а так же соседние острова. 10 августа они вернулись в Марсель.

Четвертое ЦИАМ собрание

По итогам эксперимента у 33 городов сформировали ключевые пути проектирования развития городов. Они получили названия: жизнедеятельность, работа, досуг, транспорт.

CIAM попросил, чтобы жилые объекты располагались в лучших районах. Также они потребовали, чтобы в каждом доме имелось минимальное солнечное (дневное) освещение.

Из-за бытовых целей дома должны возводиться вдоль автомобильных систем. Также для возведения массивных объектов, далеко расположенных друг от друга, необходимо использовать передовые технологии. Это позволит освободить улицы для просторных озелененных парков.

Также необходимо сократить время, которые люди будут выделять на дорогу. Делается это путем построения промышленных объектов рядом с жилыми зданиями. Кроме того важно не забывать про просторные парки и физкультурные объекты. Ширина проезжей части должна быть точно рассчитана. Это позволит сопоставить улицу под различный вид транспорта с разной скоростью. И, наконец, наличие монументов требуется лишь в тех случаях, когда они являются исторической ценностью, и они не способствуют формированию негативной обстановки.

План города.

Все эти правила урбанистического планирования были со временем зафиксированы в «Афинской Хартии». Это свод принципов о передовом строительстве городов и жилищной инфраструктуры. Данные правила были определены позднее в роли требования для многих европейских стран.

Автором  «Афинской Хартии» стал Ле Корбюзье.

Проект был закреплен в книге Корбюзье 1933 года, а также в урбанистических экспериментах, реализованных CIAM в начале тридцатых годов.

«Афинскую хартию» признали после четвертого собрания в 1933 году, которое из-за негативной российской политической обстановки провелось на судне SS, державшем путь из Афины в Марсель. Данное собрание изобразили в кино «Конгресс архитекторов» по заказу З. Гидиона. Создал фильм лучший друг Зигфрида Гидиона — Ласло Мохой-Надь. «Хартия» заметно повлияла на урбанистическое планирование после второй мировой войны.

Корбюзье отобразил свои задумки лучшего города еще в двадцатых и начале тридцатых годах в Ville Contemporaine.

В отличие от радиального построения Ville Contemporaine имел линейную планировку. Он базировался на образной фигуре антропологического тела, у которого была голова, позвоночник и конечности. Оформление отображало задумку высоток и просторных озелененных парков, которые были ранее отображены в его проектах.

Позже он презентовал свою книгу, название которой совпадало с названием его города в  1935 году. Тем не менее, влияние Афинской хартии оказалось сложным. Это связано с тем, что в пятидесятых годах CIAM пытался сменить функционал и структуру населенных пунктов, закрепленный в уставе.

Ле корбюзье, план идеального города

Во Франции

В 1946 году Корбюзье принял к заказу проект Ла-Рошель и Санкт-Петербурга. Городской проект позволил ему проводить эксперименты с урбанистическими памятниками, которые порой плохо оценивались в Уставе. В рамках заказа он презентовал 8 блоков, окруженных жилым центром.
Эти идеи не были реализованы. Однако, Корбюзье добился успеха в Марселе. Там эксперимент для трех разделов привел к возведению одного из них. Согласно уставу Unité имел северо-южное направление на восемнадцатиэтажную постройку на озеленённой территории. На 7 и 8 уровне расположены уличные объекты, в том числе торговые точки, офисные помещения и отели. На крыше находится детсад, спортивная дорожка и водоем.

В Англии

Жилищный английский закон 1949 года позволил местному правительству сформировать балансовую типологию строений для различных слоев общества, а не только категории работников. В обстановке социальной послевоенной ситуации Дж. Ричардс выразил похвалу творению Корбюзье Unité. Он отметил экологически безопасные объекты и озелененные территории.

В пятидесятых годах лондонский графский совет возвел высокоэтажные районы Альтен-Ист и Альтен-Уэст. Расположены постройки в Ройхемптоне. Альтен-Ист включал в себя 744 объекта преимущественно в кварталах с десятиэтажными домами. Альтен-Уэст включал в себя 1867 построек преимущественно в кварталах с пяти, шести и двенадцатиэтажными домами. Оба района расположены в озелененной зоне.

В конце пятидесятых годов в Шеффилде архитектурный строитель Л. Уемерсли проектировал парк Хилл Эстэт. Это проект в трущобах, который в 3 раза больше юнайтовских квартир. Он был расположен среди высокоэтажных домов, объединенных наружными колоннами. Эти «воздушные улицы» очень просторны для, например, езды на велосипеде. Первичный успех сформировался благодаря тому, что крупные переулки были транспортированы в близлежащие районы согласно новому проекту. Г. Макмилан говорил, что это может вызвать всемирное восхищение.

В Шотландии

Отдел шотландского жилищного строительства потребовал от правительства разработать более обобщенные и доступные схемы. Функциональный населенный пункт подразумевал собой отделение промышленных объектов от жилья озеленёнными территориями. Эта схема способствовала отделение промышленных районов от жилых населенных пунктов Шотландии. С 1956 года район Хатчестаун Горблс, который находился в Глазго, был переделан. Архитектурный строитель Р. Мэтью сформировал одну из четырех территорий, внедряя восемнадцатиэтажные сооружения на северо-южной линии.

Лондонский Golden Lane был разработан Чембрлином, Пауэлом и Боном Бон также создал «Барбикан». Golden Lane включает в себя много жилых объектов и качественный сервис. Как и в Unité, крыша включает в себя веранду.

Э. Смитсон и П. Смитсон выражали свою позицию, противоречащую 4 функциям города. Они дали им новое название — дом, уличное пространство, районная территория, населенный пункт. В эволюции Golden Lane Дом являлся семейным отделом. Уличное пространство являлось поднятой палубой. Районная территория и населенный пункт находились за пределами проекта. Их объекты никогда не возводились в Golden Lane. Однако их задумки можно просмотреть в произведении «Urban Structuring».

Северная и Южная Америка

Идея Л. Коста касаемо Бразилии отобразила город как выражение функционального города. Также, как и у Корбюзье, все это изучалось в качестве способа определения стандарта, развития и устойчивости обновленной бразильской столицы. Также, как и Корбье, Коста и О. Нимеер пытались спроектировать город, полагаясь на единство и упорядоченность.

В проекте функционального города Серт в 1964 создал жилой объект для студентов Гарварда с узаконенным семейным положением. Получив известность в роли Террасы Пибодди, он включал в себя три ключевые башни, которые находились на озелененных безопасных пешеходных дорогах. Он старался держаться дальше от стандартного основания, оптимизируя расстояние между башнями и зелеными насаждениями.

Остальной мир

В японском Токио в 1957 году К. Маэкава основал квартирный комплекс Харуми. Он был разработан согласно позиции Unité. В Тель-Авиве в 1963 году участник CIAM Б. Баккема предложил идею функционального населенного пункта, базирующуюся на алжирском проекте Корбюзье.

Из-за Второй Мировой войны ЦИАМ сделал перерыв. По окончанию войны, он снова продолжил свою работу. Корбюзье покинул общество в 1955 году. После этого, общение все чаще стало происходить на английском языке. ЦИАМ самостоятельно распустился в 1959 году из-за расхождения во взглядах его участников. В этом же году он полностью закрылся.

Оригинальный текст Афинской Хартии

© 2013 - 2024 История архитектуры · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено