Открыть меню

Инженерно-технические достижения в строительстве XIX в.


800px-Iron_Bridge

Промышленный переворот, происшедший в странах Западной Европы в конце XVIII – начале XIX с. стал самым важным историческим явлением, оказавшим огромное влияние на ход экономической и культурной жизни западноевропейских стран и на развитие строительства в частности. В основе этого переворота лежал переход от ручного труда к машинному производству.

Появилась потребность в создании новых типов сооружений – заводов, фабрик. Что повлекло за собой большие перемены в области архитектуры и строительства.

Расширился ассортимент чугунных и металлопрокатных изделий в области металлургии, что способствовало открытию новых возможностей для конструирования зданий.

При проектировании фабрик и заводов перед архитектором ставилась единственная задача – создать хорошо функционирующее сооружение в кратчайший срок и с наименьшей затратой средств. Эстетические требования же при этом целиком подчинялись экономике и целесообразности.

Строители стали думать о важности применения в конструкциях фабричных сооружений несгораемые строительные материалы. Стеновой материал не представлял затруднений, кирпич тогда широко применялся в общественном и жилищном строительстве, сложнее было решить проблему несгораемых междуэтажных перекрытий. Здесь то, как раз на помощь пришел новый ассортимент металлических изделий. Для перекрытий стали использоваться металлические балки с выступающими полками, по этим полкам укладывались кирпичные своды небольшого размера. В качестве опор – чугунные стойки с кронштейнами. Половым настилом служили плоские каменные или железные плиты.

Для высокой скорости строительства ввели стандарты на размеры стоек и балок.

Так же развитие металлообрабатывающей промышленности и металлургии дало в руки строителям новые материалы пригодные так же для строительства мостов, виадуков и других сложных инженерных сооружений.

Колбрукдейл

В конце XVIII – начале XIX стали появляться мосты больших пролетов, первые мосты строились из чугунных конструкций. Самый старинный пример моста такого типа сохранился в Колбрукдейле. Этот мост имеет пролет 30 метров, который перекрыт здесь ажурной металлической конструкцией.

Технологии в области мостостроения прогрессирует очень быстро, уже в течение первых десятилетий XIX в. появляются разнообразные мостовые конструкции, перекрывающие огромные пролеты.

С развитием капитализма начали появляться крупные торговые здания – универмаги, пассажи, здания банков и торговых фирм, многие из них требовали больших пролетов и максимального освещения. Для сооружений нового типа стали использовать легкие металлические конструкции. Например, развитие железнодорожного транспорта потребовало создания дебаркадеров с большими пролетами, для таких сооружений стали применять легкие арочные металлические фермы с шарнирными опорами.

1328423894_st-pancras-station-12

Пример такого сооружения – дебаркадер лондонского вокзала св. Панкратия пролетом 73 м, построенный в 1868 г. по проекту инженера Уильяма Генри Барлоу. Здание выполнено в викторианском стиле. Специально для здания вокзала была изготовлена самая большая в мире однопролетная арка, доставленная поездом в Лондон из графства Дербишир.



читальный зал

Архитекторам пока еще не хватает смелости отойти от традиционных архитектурных форм, хотя во второй половине XIX в. в Англии и Франции уже появляются крупные здания, в которых металл выступает в несущих конструкциях уже открыто.. Например, в читальном зале Британского музея, в Национальной библиотеке Парижа, в библиотеке святой Женевьевы (арх. Лабруст) металл выступает в привычных стилистических формах арочных и купольных перекрытий.

39091682_Construction_of_the_Eiffel_Tower

Отход от традиционных приемов, новые применения металлических конструкций проявились в двух крупных сооружениях Международной выставки 1889 г. в Париже. Одно из них – башня высотой 300 м по проекту инженера Густава Эйфеля, возведенная из сборных металлических конструкций. Она не имеет ничего общего с привычным образом башенных сооружений, выполнявшихся в прошлом из кирпича или из камня. Технические достижения в этом сооружении бесспорны, однако ее художественные достоинства возбуждали самые яростные споры, лишь впоследствии эта башня была признана национальным достоянием и в 1964 г. была поставлена на государственную охрану памятников.

1357928275990

На той же выставке 1889 г. не менее значимым сооружением являлась «Галерея машин». Это сооружение было временным, построено по проекту архитектора Дютера и инженера Контамен. Это здание представляло собой гигантскую конструкцию, состоящую из трехшарнирных металлических рам, перекрывавшее огромный пролет в 114 м.

Начало второй половины XIX в. ознаменовалось изобретением нового строительного материала – железобетона. В 1867 г. садовод Менье запатентовал конструкцию водопроводных труб и цветочных горшков, выполненных из бетона на цементном растворе, армированного металлической сеткой. Этот новый материал и был назван железобетоном.

0002-002-Pjotr-Velikij

В России использование металлических конструкций тоже развивалось. В начале XIX в. с помощью металлических ребер был создан купол Казанского собора (1801-1811 гг.) в Петербурге, там же в 1830 г. было сооружено металлическое перекрытие эллинга судостроительного завода (пролет 26 м).

В ближайшее десятилетие новый строительный материал получил свою конструктивную и теоретическую разработку. Инженер Геннебик внес наибольший вклад в теорию и практику конструирования железобетона, разработавший в основном систему армирования железобетона, рассчитанную на восприятие растягивающих и скалывающих усилий, которая сохранилась до наших дней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2013 - 2020 История архитектуры · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено