Инженерно-технические достижения в строительстве XIX в.
Промышленный переворот, происшедший в странах Западной Европы в конце XVIII – начале XIX с. стал самым важным историческим явлением, оказавшим огромное влияние на ход экономической и культурной жизни западноевропейских стран и на развитие строительства в частности. В основе этого переворота лежал переход от ручного труда к машинному производству.
Появилась потребность в создании новых типов сооружений – заводов, фабрик. Что повлекло за собой большие перемены в области архитектуры и строительства.
Расширился ассортимент чугунных и металлопрокатных изделий в области металлургии, что способствовало открытию новых возможностей для конструирования зданий.
При проектировании фабрик и заводов перед архитектором ставилась единственная задача – создать хорошо функционирующее сооружение в кратчайший срок и с наименьшей затратой средств. Эстетические требования же при этом целиком подчинялись экономике и целесообразности.
Строители стали думать о важности применения в конструкциях фабричных сооружений несгораемые строительные материалы. Стеновой материал не представлял затруднений, кирпич тогда широко применялся в общественном и жилищном строительстве, сложнее было решить проблему несгораемых междуэтажных перекрытий. Здесь то, как раз на помощь пришел новый ассортимент металлических изделий. Для перекрытий стали использоваться металлические балки с выступающими полками, по этим полкам укладывались кирпичные своды небольшого размера. В качестве опор – чугунные стойки с кронштейнами. Половым настилом служили плоские каменные или железные плиты.
Для высокой скорости строительства ввели стандарты на размеры стоек и балок.
Так же развитие металлообрабатывающей промышленности и металлургии дало в руки строителям новые материалы пригодные так же для строительства мостов, виадуков и других сложных инженерных сооружений.
В конце XVIII – начале XIX стали появляться мосты больших пролетов, первые мосты строились из чугунных конструкций. Самый старинный пример моста такого типа сохранился в Колбрукдейле. Этот мост имеет пролет 30 метров, который перекрыт здесь ажурной металлической конструкцией.
Технологии в области мостостроения прогрессирует очень быстро, уже в течение первых десятилетий XIX в. появляются разнообразные мостовые конструкции, перекрывающие огромные пролеты.
С развитием капитализма начали появляться крупные торговые здания – универмаги, пассажи, здания банков и торговых фирм, многие из них требовали больших пролетов и максимального освещения. Для сооружений нового типа стали использовать легкие металлические конструкции. Например, развитие железнодорожного транспорта потребовало создания дебаркадеров с большими пролетами, для таких сооружений стали применять легкие арочные металлические фермы с шарнирными опорами.
Пример такого сооружения – дебаркадер лондонского вокзала св. Панкратия пролетом 73 м, построенный в 1868 г. по проекту инженера Уильяма Генри Барлоу. Здание выполнено в викторианском стиле. Специально для здания вокзала была изготовлена самая большая в мире однопролетная арка, доставленная поездом в Лондон из графства Дербишир.
Архитекторам пока еще не хватает смелости отойти от традиционных архитектурных форм, хотя во второй половине XIX в. в Англии и Франции уже появляются крупные здания, в которых металл выступает в несущих конструкциях уже открыто.. Например, в читальном зале Британского музея, в Национальной библиотеке Парижа, в библиотеке святой Женевьевы (арх. Лабруст) металл выступает в привычных стилистических формах арочных и купольных перекрытий.
Отход от традиционных приемов, новые применения металлических конструкций проявились в двух крупных сооружениях Международной выставки 1889 г. в Париже. Одно из них – башня высотой 300 м по проекту инженера Густава Эйфеля, возведенная из сборных металлических конструкций. Она не имеет ничего общего с привычным образом башенных сооружений, выполнявшихся в прошлом из кирпича или из камня. Технические достижения в этом сооружении бесспорны, однако ее художественные достоинства возбуждали самые яростные споры, лишь впоследствии эта башня была признана национальным достоянием и в 1964 г. была поставлена на государственную охрану памятников.
На той же выставке 1889 г. не менее значимым сооружением являлась «Галерея машин». Это сооружение было временным, построено по проекту архитектора Дютера и инженера Контамен. Это здание представляло собой гигантскую конструкцию, состоящую из трехшарнирных металлических рам, перекрывавшее огромный пролет в 114 м.
Начало второй половины XIX в. ознаменовалось изобретением нового строительного материала – железобетона. В 1867 г. садовод Менье запатентовал конструкцию водопроводных труб и цветочных горшков, выполненных из бетона на цементном растворе, армированного металлической сеткой. Этот новый материал и был назван железобетоном.
В России использование металлических конструкций тоже развивалось. В начале XIX в. с помощью металлических ребер был создан купол Казанского собора (1801-1811 гг.) в Петербурге, там же в 1830 г. было сооружено металлическое перекрытие эллинга судостроительного завода (пролет 26 м).
В ближайшее десятилетие новый строительный материал получил свою конструктивную и теоретическую разработку. Инженер Геннебик внес наибольший вклад в теорию и практику конструирования железобетона, разработавший в основном систему армирования железобетона, рассчитанную на восприятие растягивающих и скалывающих усилий, которая сохранилась до наших дней.