Бернгард Ганс Генри Шарун и его свообразная архитектура.
Бернгард Ганс Генри Шарун без преувеличения может быть назван самым своеобразным и одним из известнейших архитекторов в своей стране. Именно в творчестве этого архитектора наиболее ярко видны особенности органического направления архитектуры Германии. Он творил, создавая произведения на острие новейшего архитектурного течения, которое не только привлекало внимание мировой архитектурной печати, но и являлось одним из самых спорных. Как бы то ни было, творчество Шаруна быстро обрело международную заинтересованность, нашло своих последователей и критиков.
Шарун родился 20 сентября в 1893 году. После школы, в 1912г., Ганс поступает в Высшее техническое училище в Шарлоттенбурге, там до 1915 г. изучает архитектуру, до тех пор, пока его не призвали на войну, но на фронте он не был. Службу проходил во Франкфурте-на-Одере, Коттбусе, Шталлупёнене и Инстербурге, там он сдружился с архитекторами, представлявшими новаторское направление в архитектуре – экспрессионизм, с ними он участвует в «восточнопрусском восстановлении».
В начале 1920-х Шарун строит жилой массив «Пестрый ряд» в Инстербурге (сейчас г. Черняховск, Калининградской области), где с апреля 1918 года, он занимал должность районного архитектора. Это первая постройка его бюро, самый ранний из сохранившихся зданий Шаруна и единственная цветная его постройка.
По окончании Первой мировой войны, Ганс реализует большое количество проектов. Он организует выставки, самой известной из которых была выставка объединения экспрессионистов «Мост» в Гумбиннене в 1918 г.
В 1919 году Шарун становится членом объединения «Стеклянная цепь», организованного Б. Таутом. В то время эскизы Ганса представляют собой больше графику, в них присутствует большое количество заостренных, косоугольных форм в причудливых сложных сочетаниях.
К середине 20-х экономический подъем Восточной Пруссии сменился спадом, архитекторы были вынуждены разрабатывать теории и концепции, проекты на грани фантастики, заниматься дискуссиями. Интерес к экспрессионизму постепенно угасает, главенствует рационалистический подход. Архитектура претерпевала радикальные изменения, что не могло не сказаться на произведениях Шаруна. Начался его «модернистский период». Примером может служить Дом на Парковом кольце в Инстербурге.
Ганс с 1927 г. по 1930 г. занимается строительством жилищ в Штутгарте и Бреслау, занимается генпланом Сименсштадта, а так же строит там три жилых дома, активно принимает участие в конкурсах.
Тогда же Шарун вырабатывал характерные для его произведений приемы составления композиции. Он выделял довольно большое «срединное пространство», оно имело особенное значение с функциональной и эмоциональной точки зрения. Вокруг этого «пространства середины» он выстраивал пространственную структуру всего остального объема. Например «пространство середины» в «Доме для холостяков» в Бреславле – это холл, служащий для объединения правого и левого крыла строения. В Сименсштадте роль такого пространства выполняет жилая комната, пронизывающая квартиры от фасада к фасаду.
Во время наибольшей близости творчества Шаруна к функциональному стилю, его проекты обладали спокойными формами, ясными линиями, плавными криволинейными переходами. В конце двадцатых, начале тридцатых работы Ганса привлекают внимание своей оригинальностью.
Ганс Бернхардт стал одним из пионеров органической архитектуры. Он знакомится с Хуго Хэрингом и они образуют своеобразный тандем. Шарун – строит, а Хэринг – пишет. Шарун отказывается от традиционных форм, его манера проектирования отходит от геометрических планов и объемов, повышение функциональности достигалось и за счет упрощения, и за счет усложнения.
Дом Шминке в Любау – яркий пример органической архитектуры, строившийся с 1930 по 1933 год. Это вилла небольшого размера, расположенная на зеленом склоне. Палубная архитектура виллы, создаваемая системой лестниц и террас, вынесенных в две стороны от основы, как бы раскрывает виллу в окружающее пространство.
В войну архитектор активно строил. После 1933 года им было возведено большое количество вилл.
Когда война закончилась, архитектор получил должность городского советника по градостроительству и руководителя отдела магистратуры по строительству и жилью, то есть главного архитектора и градостроителя Берлина. Назначил его на эту должность советский комендант, Берзарин. Но на первых же выборах его с этого поста убрали.
В послевоенные годы Шарун становится коммерчески успешным архитектором. Он строит дорогие жилые дома «Ромео» и «Джульетта», «Салюте», «Рауэ капф».
Он участвует и выигрывает в конкурсах, но его лишают побед. Конкурс на проектирование Берлинской филармонии он выигрывает с перевесом в один голос.
Этот проект считается одним из лучших образцов творчества Шаруна и является интереснейшим архитектурным объектом.
В здании Министерства образования в Берлине от Шаруна остался чердак, почти не видимый с улицы. Там он оборудовал чертёжный зал и библиотеку.
Вне пределов своей родины Шарун проекты не реализовывал.
Ряд проектов, получивших известность, были возведены уже после ухода из жизни Шаруна. Это Немецкий музей судоходства в Бременхафене, Городской театр Вольфсбурга и Государственная библиотека в Культурфоруме.
Первая выставка, которая была посвящена Шаруну состоялась, когда ему было 74 года прошла она в Академии художеств в Берлине, а первые книги стали выходить только после его смерти.
Бернгард Ганс Генри Шарун скончался 25 ноября 1972 г.
P.S.: Хотела бы выразить огромную благодарность Дмитрию Сухину, исследователю архитектуры, который не прошел мимо неточностей, недочетов, а местами и просто грубых ошибок в моей статье, указал мне на них и поделился более достоверной информацией. Если хотите узнать больше об архитекторе Бернгарде Гансе Генри Шаруне, заходите сюда.