Открыть меню

Комплекс Иллинойского технологического университета


Краун-холл – архитектурное здание IIT (Иллинойский технологический институт). Его внешний вид бросает вызов традиционному представлению об архитектуре ВУЗов, обнажая пренебрежение по отношению к обычным аудиторным и раздельным способам обучения студентов, игнорируя требования акустики и освещения. Холл является своего рода символом стиля своего создателя Людвига Мис ван дер Роэ (далее Мис) – здание выполнено цельно, продуманно и гармонично возвышается на окружающем фоне. Именно этот выдающийся архитектор при создании Краун-холла подчеркивал, что функциональность никогда не будет определять план – напротив, следует спроектировать как раз многофункциональное пространство.

IIT по праву является венцом творения Мис ван дер Роэ. Органичные пропорции здания, сдержанность средств и строгость композиций символизируют основную архитектурную тему того времени – цельный параллелепипед с «торчащим» каркасом. Планировка здания аналогична той, что использовалась автором при создании выставочного павильона в Барселоне – блоки-прямоугольники служат только направляющими, как бы развивая единую систему пространства.

В результате из материалов архитектор оставил лишь стекло и сталь. При планировке, тем не менее, ему удалось использовать радикальный способ, который, невзирая на высокий уровень сложности реализации, сумел соединить учебные помещения разных типов (два факультета) – в итоге внутреннее пространство свелось к внушительному объему, базирующемуся на цоколе, а «настоящий» первый этаж двухэтажного холла фактически упрятан в землю, явно он не виден. Композиция определяется строгими формами параллелепипеда, образующего стеклянный второй этаж.

Созданное единое пространство образует объем (площадь 66 на 36 метров, высота 5,4 метра), в котором помещается архитектурный факультет, насчитывающий порядка 300 студентов. При этом каждый курс в состоянии вести занятия, не мешая другим. Изоляция пространства присутствует только в центральной части, она выполнена в форме перегородок, которые даже не упираются в потолок и служат для выставки работ студентов. Цельность внутреннего объема подчеркивается полом, который обладает общим для всех подпространств рисунком. Потолок выполнен из акустической плитки, куда встроены светильники и витражи – и снова это концепция, одинаковая для всего интерьера.

Educational/Cultural Sites

По сути, ансамбль образует строгую геометрическую решетку, которая наполнена разноразмерными, но гармонично соотнесенными между собой элементами. В плане присутствует плоская решетка, которая покрывает и недостроенные области, но поначалу она никак не ощущается. Решетка используется для организации движения и определяет важные узлы, придавая свободному перемещению внутри всей композиции незаметную на первый взгляд логику. Здесь нет доминирующего элемента, центра, что придает решетке, обустроенной на земле, определенную тотальность. Если попытаться посмотреть на здание (а после увидеть его изнутри), может сложиться ощущение, что внушительные плоскости на потолке и полу висят словно на 4-х парящих металлических рамах, сделанных в форме буквы П.

Таким образом, вынесение несущих конструкций из металла было обусловлено поэтапным раскрытием идеи объединенного пространства. В архитектуре появился новый принцип, замечательный тем, что, помимо балок двутавровых, включенных в архитектурные элементы, в них появились и сварные, традиционно «прячущиеся» в жилых постройках. Достигнута неприкрытая симметрия. В последующих творениях автора подобная идея симметрии сведет на нет асимметричные плановые композиционные элементы, присущие ранним работам.

Людвиг Мис возглавил IIT (Чикаго) в 1938 г. В свое время он высказался по поводу своего назначения на эту должность, заметив, что архитектура сродни полю битвы, она в своей манере переписывает историю, давая эпохам новые имена. Архитектор также считал, что архитектура определяется духом времени, являясь самой сутью внутренней временной структуры, способной последовательно раскрывать формы времени. Мис не отделял технологии от технического обеспечения и был уверен, что образование необходимо не просто для получения навыков и знаний, а для становления личности, которая может отличать ценность от стоимости. Будучи строительным материалом, замечал он, архитектура обладает конкретной финансовой стоимостью, с другой же стороны, произведение архитектуры есть искусство.

Мису также было предоставлено право возведения кампуса для IIT. Застройка предполагала разработку проекта с прицелом заселения на ближайшие 10 лет и содержала 2 основные линии, которые можно было наблюдать в работах автора в 30-е годы прошлого века. С одной стороны, архитектор избегал грубых строительных форм, уделяя больше внимания скользящим элементам (вроде эффекта «парения»), стремясь, с другой стороны, ясно обозначить четкую структуру. Ему удалось совместить конструкционные элементы с пространством, отразить материальное и невесомое (для этого было использовано стекло, позволяющее рассматривать стену в качестве требуемой опоры в зависимости от ряда факторов).

Постройка такого здания была осложнена и тем, что архитектор ранее не возводил сооружений со столь изменчивым функционалом, поэтому подчеркнуть легкость было просто необходимо – такая конструкция всегда будет актуальной, словно отражая традиционную переменчивость студенческих городков.

Прямоугольная сеть с квадратами шириной 7,2 метра – основа данной постройки, общая площадь которой составляет 45 га. Вертикальным элементом служит только один этаж (3,6 м в высоту). Здания воздвигнуты по определенной симметрии, однако расстояние по сетке между ними довольно велико. Перспектива между стоящими параллельно зданиями всегда замыкается третьей постройкой – в итоге пространство одновременно и перетекает, и перегружено композициями, и содержит линейные тупики. Подобный принцип «свободного размещения» ранее был применен Мисом в Барселоне, но проект для IIT отличался куда большим размахом.

Каркас из металла послужил конструкционной и планировочной базой – он явственно виден на фасадах построек, для коих заполнителями выбраны стеклянные и кирпичные элементы. Целостность материалов и технологичность позволили сделать комплекс гармоничным, и для всех построек базой стала структурная достоверность.

Факультет минералогии и металловедения на территории IIT – первая постройка, созданная автором в США вообще (строительство велось с 1942 по 1943 гг.). Технологическая особенность – двутавр в качестве опор, причем такой каркас визуально обозначен как снаружи, так и внутри здания. Постройка является стандартным прямоугольником с каркасом (металл), заполненным кладкой из кирпичей. С южной стороны кирпич присутствует лишь в цоколе, оставшаяся поверхность – стекло.

Здание было открыто 11.01.1943, хотя многие объекты строительства в военный период времени были приостановлены (особенно те, которые требовали много металла).

Однако университет был предан стране – для США он был центром технологической военной базы. Именно здесь широко использовались программы для обучения офисных сотрудников и женщин – людей, потерявших службу. В IIT обучали специалистов, которые знали, как применять металлы для разработки и модернизации оружия. Иначе говоря, возведенное здание в военное время было действительно нужным. В дни открытия здания не без явной гордости в прессе фигурировало замечание о том, что постройка отражает стиль реализации целого проекта, и что для строительства были применены передовые архитектурные навыки (двутавр как элемент структуры вместо привычного для европейских зданий креста).

Корпус, сданный в 1946 г., предназначался для выпускников. Здесь принцип опоры-двутавра проявился в полной мере настолько, что пожарные запретили использовать открытые металлические элементы, поэтому Мису пришлось облицевать их при помощи бетона. К этим же элементам он крепит двутавровые декоративные конструкции, благодаря которым скучный профиль превращается в эстетичное подобие пилястры. Вот вам и технологичность, превращенная в архитектуру! Далее Мис использует принцип модульной постройки (размеры модуля, ДхШхВ: 60,96смх60,96смх38,48см) для каждого здания – это позволит гармонично вписать любую из них в общее пространство городка. Кроме того, размах этого корпуса предвосхитил создание нового вида конструкционных элементов для жилых зданий – в них используются фасадное остекление, наружная стена и переплетения, формируя единую композицию. Позже, в 1946 и 1947 гг. таким же образом были созданы очередные постройки – первая для химического факультета, вторая для факультета инженерных исследований и химпрома.

Придерживаясь принципа выделяющегося объема при сохранении единых структуры и пространства, архитектор создал Краун-холл (1952 г.), где разместились кафедры индустриально-художественного проектирования и архитектуры. Любопытно, что это здание в начальном плане кампуса отсутствовало, но эта постройка была предназначена для возглавляемого им факультета. Впоследствии она была «канонизирована» поклонниками Миса.

Параллелепипед из стекла немного возвышается над землей и покоится на больших арках, сделанных в виде буквы П. При этом двутавровые конструкции, играющие роль опор, размещены «снаружи» объема. Пол главного объема служит перекрытием цоколя, который и содержит непосредственно аудитории, лаборатории факультета и иные его помещения. На главный объем можно подняться по парадной лестнице, сделанной двухъярусной – такое исполнение делает постройку более монументальной. Понятно, что пожарные и в этом случае выступали против открытого размещения несущих профилей. Кроме того, они в целях безопасности хотели снабдить лестницу перилами. Хотя концепцию опор удалось отстоять, придав постройке статус «склада», перила по настоянию пожарного надзора все же остались.

С этих лет увеличенный и подчеркнутый каркас стал ассоциироваться с тектоническим элементом, ведь несущая и доселе скрытая конструкция отныне проецировалась на фасад. Использование стекла позволило объединить визуальную простоту и монументальную устойчивость каркаса. Краун-холл в 2001 г. получил звание памятника истории – и это лишь спустя 45 лет после своего возведения!

На территории IIT после Второй мировой построена часовенка (т. н. «Божий ящик» — в переводе с англ. God box, названный так с легкой руки студентов). Спустя годы архитектор признался, что всегда хотел воздвигнуть собор, но часовня – это все, что ему удалось реализовать для церковных нужд. Вне Европы эта часовня – единственное творение Миса, где он не придерживался принципа «голой» архитектуры. На кирпичных стенах – основательная британская кладка, поскольку стены часовни несущие. По мнению архитектора, прозрачность стен и чувство значительного пространства обращают человека во внешний мир, и, напротив – присутствие в ограниченном пространстве дает возможность сосредоточиться на мире внутреннем. Мис полагал, что архитектура, по мнению большинства, должна поражать и удивлять, однако эта нехитрая церковная постройка, наряду со строгой простотой, обладает определенным благородством, монументальностью и великолепием.

Мастер покинул IIT в 1958 г., но и после его ухода постройки возводились по его принципам и выбранному им ранее плану.

© 2013 - 2024 История архитектуры · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено