Открыть меню

Понятие «Органичной» архитектуры.


Самым ярким представителем органичного направления является Ф.Л. Райт – ученик Л. Салливана. Ведущее место в творчестве архитектора занимал эстетичный вид пространств и объемов, при этом Райт оценивал проект с научной, гигиенической и технологической позиций. Базой направления стала взаимосвязь постройки с ландшафтом, при этом все, находящееся в здании, должно быть связано с построением внутренней его среды. То есть, очевиден вывод о том, что подобное возможно только в случае составления индивидуального проекта на каждый объект.

Райт
Фрэнк Ллойд Райт

Ф.Л. Райт творил почти семьдесят лет и за этот период спроектировал и возвел большое количество самых разнообразных зданий самых разных назначений – от офисов-многоэтажек до жилых домов и храмов. Ориентируясь на принципы органичности, Райт применял традиционные материалы, также его отличительной чертой была идентичность фактур конструкций фасада и интерьера. Известным архитектора сделали превосходные проекты особняков, полностью реализующие принципы органичности.

Пространство особняков поделено на общие и интимные области. Общая зона проектируется перетекающей – такой вариант подразумевает отсутствие межкомнатных перегородок. Также в проектах Райта внутреннее перетекает в наружное: стены, служащие разделом для общих комнат, проектируются из стекла, с дверьми, ведущими на приусадебный участок. Стены, ориентированные на город в проекте глухие или снабжены небольшими окнами, располагаемыми под самым потолком, которые добавляют света в помещение, но не обеспечивают контакта с улицей.

Спальные комнаты и санузлы в  домиках небольшого размера располагаются на одной линии  с единой осью или под углом к оси. В особняках крупнее спальни и санитарные узлы проектируются на 2 и 3 этажах.

райт
Дом Кауфмана или вилла «Дом над водопадом» в Беар-Ран, штат Пенсильвания

Райт, аналогично Ле Корбюзье придерживался идеи свободного плана здания с плоской кровлей. Но при этом реализуются его идеи иначе, соответственно и результаты тоже получаются разные. Например, свободная планировка Корбюзье – это каркас и сетка колонн. Райт связывает воедино положение вертикальных конструкций и объемно-планировочных решений постройки, достигая, таким образом, значительной свободы соединения. Несущими опорами являются кирпичные, каменные стены или пилоны. Кладка не штукатурится ни внутри, ни снаружи. По контуру санузлов и кухонь размещаются каменные стены. Остальные стены и пилоны взаимосвязаны с планом дома и правилами общей устойчивости строения.

Пологая крыша или крыша, имеющая плоскую форму, проектируется Райтом без чердака, при этом водосток является наружным и неорганизованным, что определяет характерный для домов архитектора довольно солидный свес крыши. Свес защищает стены от дождя, является хорошей защитой от солнца.

Крыши сконструированы по-разному. Одноэтажные особняки снабжены утепленными деревянными конструкциями, имеющими три слоя, двухэтажные и трехэтажные – конструкциями из железобетона. За счет этого увеличиваются консольные свесы, на которых можно поместить террасы. Проектируя дома для южных районов, архитектор часто предусматривал решетчатые кровельные свесы.

Не смотря на то, что все проекты архитектора разнообразны по композиции, красной нитью через все его творчество проходит гармония его проектов с ландшафтом. Наравне с этим остается неприятие города. Его проекты принципиально не сочетаются с городом и наглухо отгорожены от него стенами.

Подобное решение, однако, Райт принял уже в зрелые годы творчества – с тридцатого по пятидесятые прошлого века. Ранние его проекты – начала двадцатого века – открыты в равной степени ко двору и на улицу.

Ларкин-билдинг в Буффало
Ларкин-билдинг в Буффало

Творчество Райта отмечено созданием проектов зданий общественного назначения. В 1904 году проект архитектора для офиса фирмы Ларкин и Буффало продемонстрировал отказ от принятой по традиции коридорной планировки зданий такого типа. Райт заменил указанную структуру на атриумную объемно-планировочную.
Архитектор распределил конторы вокруг крытого пространства атриума, единого на всю высоту постройки. Таким образом, рабочие помещения были освещены сверху и сбоку.

Самым интересным из проектов архитектора является ломающий стереотипы проект музея Гуггенхайма. Традиционно для проектирования музеев использовалась анфиладная структура планировки.

005
Здание Музея Соломона Р. Гуггенхейма в Нью-Йорке

Художественная экспозиция здания выстроена вдоль пандуса, который имеет форму спирали, идущей вниз. Пандус как бы обвивает центральное пространство (атриум). Пространство освещается через купол, выполненный из стекла. Используя лифт, посетители поднимаются на самый верх, после чего по мере того, как осуществляется спуск, происходит осмотр экспозиции. Завершается экскурсия в лекционных залах. Архитектор применяет комбинированное освещение – сквозь купол и сквозь узкий ленточный проем, который был расположен вдоль пандуса.

0_8b9fd_abe9215_XL
Здание Музея Соломона Р. Гуггенхейма в Нью-Йорке

Особенность композиции и функций внутренней обстановки  — компоновка довольно большой зеленой зоны атриума с ограниченными зонами вдоль пандуса, которые направлены в атриум. Переключаясь с экспозиции на него, гости музея меньше устают. Обусловленность с позиции  функциональности схемы организации пространства музея стала определяющей для проектирования его внешнего объема – здание походит на улитку.

muzey-solomona-guggenkhayma-02
Здание Музея Соломона Р. Гуггенхейма в Нью-Йорке

Ее самобытный замкнутый объем органично включен в застройку и не зависит от ее структуры.

Башне Прайса
Башня Прайса

Также органично и нетривиально  спроектирован офис – многоэтажное здание. В Башне Прайса, возведенной в середине пятидесятых, должны были размещаться офисы  и квартиры. Традиционно офисы проектируют на нижних этажах, квартиры – на верхних. Ломая традиционный подход и конструктивные убеждения, отказываясь от каркасности проекта, архитектор размещает офисы на пятнадцати этажах постройки, отделяя их наглухо перпендикулярными стенами. Композиция объема тектонична, особенностью ее является обнажение внутренней системы несущих стен на торцах.

В органичном направлении и по сей день работают многочисленные ученики и последователи этого необычайно талантливого архитектора, однако он является самой яркой фигурой  в своей области. Самобытность его построек подчеркивает незаурядный талант архитектора.

© 2013 - 2024 История архитектуры · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено