Открыть меню

Принцип «Модулор» Ле Корбюзье


Принцип Модулор Ле Корбюзье – это разносторонний специализированный вычислительный масштаб, базирующийся на средневзвешенных объемах антропологического тела и «золотого ряда» (в золотом ряду каждая следующая цифра рассчитывается посредством сложения двух предшествующих чисел).

Б.Л. Яшин в своей книге по математической философии писал, что Модулор является своего рода гаммой. Дословно в книге говорится о том, что музыканты владеют гаммой и пишут музыку согласно своим возможностям — обычную или прекрасную.

Согласно Модулору в XX веке было вычислено отношение крупного многоэтажного жилого Марсельского здания с квартирами двухуровневого типа. Фасад данного дома дизайнер впервые оформил символом Модулора. (Важно отметить, с 1945 года Ле Корбюзье полюбил еще один вид искусства — скульптурную деятельность). В конце концов, он стал сохранять рельеф идеального для себя образа, будто здоровавшегося приподнятой рукой с каждым сближающимся человеком, на фасадах других жилых строений. Так, в 1955 году он оставил изображения на фасаде в Нант-Резе, в 1957 году на Западе Берлина, в 1961 году в Бри-ан-форе, а в 1968 году в Фирмини. Важно отметить, что он регулярно использовал в своих работах пропорции, разработанные по принципу Модулора.

Перейдем к середине XX века. В эти годы жилое здание Марселя являлось для Корбюзье настоящим шансом для превращения в реальность своих теорий, касающихся разработки идеальных пропорций. В данном случае говорится о здании для человека, соизмеримого с человеком. Иными словами, согласно формулировке Корбюзье, о знаниях, равных человеческому масштабу единого пропорционального механизма мер, используемого как в архитектурном строительстве, так и в механике. То есть о Модулоре (название было разработано в 1945 году).

Мебель по дизайну Ле Корбюзье с рисунками модульного человека на заднем плане

Положения Модулора закреплены в книге. Книга «Модулор» насыщена сносками на исторические произведения, сведениями замеров архитектурных монументов. Корбюзье не придерживается истории с точки зрения пропорциональной системы. Он повествует о существовании определенных принципов, которым следовала архитектура Парфенона, церквей и соборов. Однако упоминает он лишь принципы использования мер, касающихся антропологических показателей (обхват локтя или, например, фута).

К слову, известно, что ранее имели действие различные пропорциональные системы в архитектурном строительстве. Витрувий закрепил точный принцип разработки модульных размеров античных соборов, жилых зданий и даже строений для животноводства. Он также разработал систему геометрического сооружения театральных объектов и иных строений. Архитекторы средних веков разрабатывали пропорциональное соотношение готических храмов. Теоретические мыслители эпохи возрождения и эпохи классицизма — архитектурных ордеров.

Древние каноны утратили свое предназначение. Поэтому, согласно Р.Витковеру, какое бы ни было отношение к Модулору, это является первой обоснованно объединенной системой, разработанной еще со времен краха исторических систем. Она, более того, определяет новый способ мышления и характеризует непрерывную связь с приобретенными ценностями искусства.

Книга о Модулоре совсем не является научным сочинением. Она больше похожа на мемуары писателя, интересное повествование его изучения пропорций, непрерывно связанное с помыслами об архитектуре, разговорами с близкими и дискуссиями с соперниками. Следовательно, чтобы осознать и рассудить ключевую задумку Модулора, необходимо для начала изучить ключевые стадии ее развития.

Первоначальный поиск в 1910 годах проводился практически вслепую. В книге Корбюзье писал, что его интерес привлекло изображение Римского Капитолия Микеланджело. Затем его спонтанно настигла мысль, что возможно вся картина поддается прямоугольному углу, а встроенные прямоугольные углы символизируют построение. Он отыскивает доказательство использования математических правил в искусстве посредством изучения произведение Сезанна, анализируя книгу Шаузи о развитии архитектурной деятельности. После этого (в частности с 1918 года) математическое базирование, модель-регулятор преследует всю деятельность автора, проявляясь на стенах построек и на художественных холстах.

Капелла нотр дам-дю-о в Роншане (Франция), архитектор Ле Корбюзье 1950 1954 гг

В это же время возникает идея о добавлении антропологического масштаба в абстрактное математическое модулирование. Объект с приподнятой рукой характеризует габариты построек от 210 до 220 сантиметров, определенные в каждом творении как всеобщего зодчего, так и опытного строителя, габариты комфортных кают и океанских почтовых суден.

Принципы математического модулирования и антропологический масштаб соединились в 1943 году. Объединение произошло в проекте, который Корбюзье отдал одному из своих подручных. Он попросил взять образ человека с приподнятой рукой. Высота человека должна быть 220 см. Человеческую фигуру необходимо было разместить в двух квадратах, находящихся друг напротив друга. В полученные два квадрата требовалось расположить третий квадрат. Именно этот квадрат должен был подсказать помощнику решение. Область вершины внесенного прямого угла позволила бы подручному вместить третий квадрат.

Первые чертежи, сделанные согласно данной гипотезе грядущего Модулора Ханингом и Э. Майер, не привели к определенному решению. Они размещают третий квадрат по вершинной оси встроенного прямоугольного угла. Однако они перемещают его с оси изначального квадрата. В реальности, как потом сообщил сам Корбюзье в 1950 году, написав текст к Д. Кодерану, вершина прямоугольного угла разделяет грани квадрата, созданного из двух квадратов, ровно на две половины.

Первые постройки математического формата оказали большое влияние на последующее распространение задумки. Так, в середине XX века декан Сорбоннского факультета сообщил Корбюзье, что его построения приводят к частому использованию золотого деления. Полагаясь на золотое деление и связанных с ним пропорций числового ряда Фибоначчи, Корбюзье и его подручные разработали линейчатую шкалу пропорциональных габаритов.

* Ряд Фибоначчи — это числовой ряд 1;1;2;3;5;8;13;21;34;55;89;233;377. Каждая из цифр, начиная с цифры 2, получается, посредством сложения двух предшествующих чисел. При этом соотношение двух смежных цифр медленно достигает отношения золотого деления (понятие именовано в честь Фибоначчи — математика из Италии XIII века).

В результате зарождается система пропорциональных показателей. Модулор, образованный в середине XX века, объединился с символом рельефного мускулистого образа мужчины с приподнятой рукой. Человеческий образ объединен сплетающимися пружинами красного и голубого размерного ряда, увеличивающегося согласно золотому сечению.

Модулор Ле Корбюзье

Структура красного ряда подразумевает относительный антропологический рост. Первое деление, сокращающее изначальный показатель в золотом членении, выражает грань квадрата, умножение в два раза которого равно человеческой высоте с приподнятой рукой и определяет старт синего размерного ряда.

Относительный человеческий рост, определенный изначально в 2 м и 7 см был повышен до 1 м 82 см (футов). Это обеспечивало выражение всех делений Модулора не только в сантиметрах, но и в дюймах. Так, рост образа с приподнятой рукой определялся в формате 2 м и 2 см (89 дюймов).

Итоговые показатели закреплены в таблице, благодаря которой можно понять, что показатели синего размерного ряда (к примеру, 3.66; 2.26;.0.3 м), считаются по расположению умножению в два раза показателей красного ряда соответственно (1.83; 1.13; 0.27 м).

Часть остальных последовательностей, связанных с цифрами Модулора, обнаружены математиком Андресом Шпезером и физиком Крюсаром, отметившим, что величина каждой цифры красного размерного ряда — это средневзвешенный показатель между двумя смежными числами синего размерного ряда. При этом одна цифра больше, а вторая меньше его. Так, Модулор, создание которого запустилось с математического этюда, приобрел точное значение в виде чисел.

Обнаруженная система изменяет изначально сближенные математические последовательности, обновленное, понятное и в этот раз верное объяснение которых формируется в 1948 году юными подручными Корбюзье — архитекторами Серальта и Мезонье. Поручение, созданное в 1943 году, исполнено, но с небольшими корректировками. Первоначальный размер, который равнялся человеческому росту с приподнятой рукой, вместо 226 см стал 220 см. Он соответствует прямоугольнику, разработанному из двух одинаковых квадратов, стороны которых равны 113 сантиметрам. Внесенный прямоугольный угол разделяет прямоугольник на две половины. Третий квадрат вписан не вдоль оси прямоугольного угла. Он опущен вниз таким образом, что его высота разделяется верхней точкой прямоугольного угла в золотом сечении.

Система пропорций Ле Корбюзье

Этот же прямоугольный угол отделяет на гранях третьего квадрата отметки, сквозь которые направляется наклонный отрезок, выявляющий посредством разработки нескольких аналогичных треугольников с прямыми углами все показатели рядов красного и синего цвета. В итоге математическое создание и числовая последовательность «наружная и внутренняя сторона ковра» по мнению Крюссара, друг с другом объединились.

Корбюзье, кстати, не являлся специалистом в математической сфере. Он скрупулёзно говорит о том, как творчески повлияли все участники разработки Модулора со стороны математики, и как они помогали консультацией. Корбюзье часто упоминал, что он плохо и с недовольством решал школьные задачи. Он часто писал, что ежедневно, не теряя собственной наивности, он все больше понимал, что его творчество работает согласно определенным закономерностям. Корбюзье отмечает, что он с радостью признал существование этих закономерностей и стал относиться к ним более уважительно.

Название первой главы в Модулоре-1 произносится как гимн. В общем смысле там говорится следующее: математика является ключевым инструментом, разработанным человеком для изучения вселенной….чудесный мир, в котором содержатся ключи к изучению высочества мироздания. Эти ключи открывают чудесный мир…Он появился в числовом мире…световая яркость практически непереносима.»

Первый масштабный опыт по использованию Модулора воплотил Корбюзье в конце 40-х годов в процессе разработки и возведения здания-комплекса в Марселе. Дом получил название «Марсельская жилая единица». Это был эксперимент в сфере коммунальных работ для Франции после войны. Для самого Корбюзье это было реализацией его утопических задумок о машине для жилья. Это было попыткой воплощения «Модулора», созданной им в 40-х гг. комплекса гармоничных показателей, используемого в роли средства для пропорциональной разработки архитектурных объектов. В одном блоке, или своего рода вертикальной деревне со своим переулком, ларьками, парками, детским театром и водоемом на крыше проживает до 1600 персон единицы.

Марсельский дом-комплекс («Марсельская жилая единица»).

Комплекс колонн, габариты пространства, предметы внутреннего обустройства, даже сложный проект размеров на плоской крыше здания Марселя вычислялись согласно Модулору. Но сильнее всего принципы Модулора можно заметить в фасадной композиции, напрямую воспринимаемой зрением.

Колонный шаг 4,19 метров создан из двух габариту по синему ряду – диапазона в чистоте 3,66 метра и толщины объекта 0,53 метра. Высота объектов 2,26 метров и толщина покрытия 0,33 метра (длина этажа 2,59 метра) также равны показателям синего ряда. Из данных описанных автором габаритов делается вывод, что ключевой комплекс фасада как в чистоте между объектами 3,66*2,26 м, так и в осях 4,19*2,59 м соответствует значениям золотого деления. Ключевая сетка приобретает дополнительные вертикальные деления, как может показаться, непростой тем которых получается только тремя габаритами по красному ряду; один из трех показателей, соответствующий половине этажной высоты 1,13 м, делится в золотом членении на 0,7 и 0,43 м.

В итоге формируется особая система — своего рода «ордер» Корбье, который после варьируется в здании жилого типа, возведенного в Нане и в части остальных проектов.

К самым успешным проектам можно отнести ковры на стену Дворца правосудия, расположенного в Чандигархе. Ковры созданы из фотопанно трех ключевых типовых размеров шириной 1,4 м и длиной 2,26 м (в их числе нижний ряд, соответствующий длине двери); 3,33 м и 4,19 м — сверху для помещения верховного суда.* С одной стороны при разложении типовых габаритов панно формируется невязка. Ее Корбюзье, легко внедряющий требуемые поправки, дополняет дополняющими деталями с шириной, не соответствующей Модулору.

* Все показатели вычислялись согласно синему ряду Модулора. Однако два из них считаются производными. Они формируются из двух показателей. Первый показатель — 4,19 м=3,36 м + 0,53 м. Другими словами высота пространств, входящих в зал вместе с толщиной перекрытий. Второй показатель — 3,33 м=3,36 м-0,33 м

Дворец юстиции Чандигарх

Формирование ключевого плана Чандигарха базируется на легких цифровых соотношениях с делением на части диапазоном 0,8-1,2 км с административной столицей (Капитолий), включенной в два квадрата 0,4*0,4 км. При этом один из квадратов размещается в более большом квадрате 0,8*0,8 км. Простые цифровые соотношения созданы аналогично. Корбюзье считал, что они положены в основу формирования габаритов помещений Верховного суда 12*18 м, высотой 12 метров и палат суда 8*23 м, высотой 8 м в зале правосудия. Хотя, отмеченная на 28 рисунке схема определяет ширину этих помещений в цифрах Модулора и длину, образованную математической последовательностью с помощью деления квадрата, что вероятнее всего, было финальным решением.

* Это, в особенности, можно было заметить в описанных Корбюзье сведениях о раскладке частей ковров на торцах большого зала 8*140+133=12,53м, малого зала 5*10+0,72=7,72 м. Числа точно (ширина малого зала отличается на 0,02 м) равна габаритам ширины залов по Модулору.

Ключевое создание фасада также равно простым арифметическим последовательностям, но деление витражных остеклений и солнцеустойчивых объектов обосновываются структурными соотношениями Модулора.

Те же правила используются в проектах помещений министерств, непостоянных административных построек и торговых пространств, придуманных Корбье в Чандигарх, музея в Ахмадабде, завода в СенДье. Высота зданий определяется в основном как 226 см или 183*2=366 см, или 226*2=452 см и больше. Дистанция между колонными осями фасадами стенами с несущей функцией в чистоте разнообразных построек определяется из ряда 226; 296; 366; 479; 592; 775 см.

Корбюзье не раз отмечал, что исходный показатель Модулора 226 см пресекается с требуемой высотой зданий наименьшего для человека объема, небольшие габариты которых можно было бы дополнить высокотехнологичным инженерным инструментом, как в каюте морского судна. В 1 и 2 частях Модулора он опять и опять описывает данную задумку, упоминая высоту комнат жилых Марсельских зданий и домов в Нанте, собственную каморку в мастерской по улице Севр, возведённую им постройку для расслабления на Лазурном море.

Небоскреб Ле Корбюзье в Нанте

Корбюзье проводил опыты, использовал Модулор для масштабных строений и небольших объектов, выявлял габариты отверстой длани (памятник на заезде в Чандигарх), разрабатывал соотношения выставочных площадок и творческих панно, проектов изданий и карикатур, сооружений сборных/разборных лесов и габаритов емкостей для транспортировки грузов.

Непосредственный символ Модулора становится декоративным предметом. Он снова отмечается на памятных объкетах и на стенах Марсельских зданий, домов в Нанте, а затем, после кончины Корбье, будет добавлена в ансамбль с возведенным по его проекту Цюрихским павильоном. Корбюзье упоминает о книге в собтсвенных проектах возведения Нью-Йоркского ООН, схемы Антверпена на правом берегу, делового Алжирского сектора, маленького постиндустриального городка Сен-Дье, разработку которого его попросили продолжить. В схемах, тем не менее, нельзя заметить какой-либо механизм использования Модулора.

Павильон Хейди Вебер центр Ле Корбюзье Цюрих

В самом общем формате предоставлены также ссылки на использование Модулора в Роншанской часовне (наиболее поэтичный и отделенный от различных принципов творение Корбюзье). Из-за разработки данного проекта он сообщал, что в целом он против различных модулей, если они ограничивают творческий потенциал. Он говорил, что противится канонам. По его словам пластические фигуры не соответствуют школьным и академическим соотношениям. Однако после он говорил, что большое удовольствие ему доставила возможность использовать в деятельности всех инструментов, предложенных Модулором.

Количество энтузиастов, следующих алгоритмам Корбюзье, было большим. Однако в целом использование Модулора не получило большой популярности.

Архитекторы Серт и Виннер говорили, что использование ими Модулора позволяют добиваться больших успехов. Волженский говорил, что использование Модулора его никак не притесняло в его деятельности. Отец и сын Оже говорили, что с помощью Модулора, являющегося основой работы, между ними образовалось полное понимание, так как они вдвоем использовали один и тот же грамотно отрегулированный инструмент. Эйнштейн, которому создатель Модулора поведал о своем проекте, сообщил, что это гамма соотношений, которая превращает негативное в сложное и положительное в быстро достижимое. В ответ тем, кто говорил, что слова Эйнштейна не соответствуют научно познавательной теории, Корбюзье оценивает его как предсказание и приятный жест всемирного ученого.

Очень важны для осознания структуры и влияния системы Корбюзье слова З.Гидиона. Он определил, что Модулор не является выдумкой. Наоборот, он отметил, что принцип базируется на величайших алгоритмах пропорций, которые слились воедино. К этим алгоритмам Модулора Гидион приписывает алгоритмы, базирующиеся на золотом делении, на части геометрических построек и на канонах антропологического образа. О золотом делении и ряде Фибоначи не раз упоминал сам Корбье. Геометрические разработки оказали влияние на схематических моделях Модулора. Не решен вопрос о том, что связывает Модулора и историческими алгоритмами человеческих пропорций.

Так, Модулор не является случайностью. Это часть развития гипотезы архитектурных соотношений, базирующаяся на ранее разработанных алгоритмах, которые создавались в античные средние века, в период Возрождения и в настоящее время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2013 - 2020 История архитектуры · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено