Открыть меню

Градостроительные принципы Ле Корбюзье. «План Вуазен» и «Лучезарный город».


Шарль-Эдуар Жаннере-Гри, прославившийся как Ле Корбюзье, создавал не просто отдельные дома, он хотел проектировать города.

Планирование города начинается с решения жилого дома как первичной архитектурно-пространственной ячейки. Все слагаемые жилых домов подчинены главной задаче: удобному и рациональному укладу жизни человека. Так же и все составляющие города – транспорт, общественные зоны и рабочие пространства – призваны сделать жизнь человека комфортной, считал Ле Корбюзье. В противоположность более раннему подходу, когда зоны приложения труда создавались без учета местожительства людей, архитектор планировал город, беря за основу композицию жилого дома, и создавая условия для работы, жизни и отдыха человека.

Говоря о творчестве Ле Корбюзье, нельзя не сказать о концепции «линейного города». Знаменитый архитектор объяснял ее так: «линейный город» — не прямая на плоскости, а линия, положенная на реальный рельеф и использующая его элементы для удобного расположения составляющих города. Таким образом, Корбюзье не пытался подчинить природу абстрактным идеям, а наоборот, вписывал природный ландшафт в организм города.

Идеальный город будущего Ле Корбюзье

Первым масштабным проектом, отразившим главные градостроительные идеи Мастера, стал «Лучезарный город» («La ville radieuse»). Этот проект архитектурное бюро Ле Корбюзье представило в 1922 году на Парижском «Осеннем Салоне» — известнейшей  художественной выставке, задающей тренды в области живописи и архитектуры. И несмотря на то, что «La ville radieuse»так и не был реализован, он являлся одним из ярких образцов идей урбанизма.

Первое, что бросается в глаза при рассмотрении проекта Лучезарного города, — это обилие света, воздуха, зелени. В центре, на равном расстоянии друг от друга, расположены несколько одинаковых стеклянных небоскребов. Эти башни-великаны сложной конфигурации поддерживаются многоэтажными строениями, расположенными в форме греческого орнамента меандра. Противопоставляя свой лучезарный город тесному и разномастному Нью-Йорку, Ле Корбюзье расставил дома свободно, геометрически правильно, уделяя большое внимание пешеходным зонам и скверам. Город на 3 миллиона жителей занимал площадь около 70 квадратных километров, что в 11 раз меньше площади кольца МКАД. Площадь жилой застройки составляла примерно 40 квадратных километров. Но несмотря на высокую плотность населения и компактность застройки, проект был настолько проработан, что гарантировал каждому из 3 миллионов человек все блага цивилизации: собственную квартиру на семью, необходимые для жизни сервисы, достаточно света и воздуха. В эпицентре города находился вокзал.


La ville radieuse (Лучезарный город)

В 1925 году была опубликована книга Ле Корбюзье «Градостроительство». Труд оказал влияние на многие поколения архитекторов, и по сей день вызывает отклик профессионалов. В книге он писал: «В современном городе должна господствовать прямая линия. Жилые дома, водопроводные и канализационные линии, шоссе, тротуары – всё должно строиться по прямой. Прямая линия оздоравливает город. Кривая несёт ему разорение, всякого рода опасности и осложнения, парализует жизнь».

В том же 1925 году Ле Корбюзье представляет «План Вуазен» — масштабный проект реконструкции Парижа. Во многом этот план напоминал «Лучезарный город». «Plan Voisin» обсуждался газетчиками и общественниками как сенсация: Ле Корбюзье предлагал очистить более 200 гектаров старой городской застройки. Прежде всего это кварталы, где ютились бедняки. Санируя переуплотненные районы, архитектор оставлял нетронутым остров Ситэ, многие важные объекты (в частности, соборы). На смену тесной застройке с ее социальными проблемами  приходил простор свободного человека. Застраиваемая площадь по проекту составляла всего 5 %, остальная территория отводилась под магистрали, скверы и пешеходные зоны.

«План Вуазен»

«Урбанизация прибыльна! Урбанизация не убыточна, писал Ле Корбюзье, — Урбанизировать значит повышать доходность участка. Урбанизировать не значит обесценивать землю».

Тем не менее, в буржуазно – демократическом Париже воплотить проект в таком виде было почти нереально, и архитектор осознавал это.

Зато в Союзе, куда его пригласили на рубеже 1930-х, он планировал торжество свободного человека и победу коллективного блага над личной выгодой. Основные принципы парижского проекта он перенес и на Москву. Корбюзианский план как нельзя лучше отвечал идее зарождающегося социалистического общества: разрушить старый и построить новый мир.

Но строить не стали. Страна была бедна. Москва 1920-х гг представляла собой кучу разваливающихся деревянных малоэтажек. Без канализации, электричества, с водяными колонками на улицах, с редкими брусчатыми мостовыми лишь кое-где в центре города. Не было не только стройматериалов, но даже и дров. Церкви разбирали на кирпичи, деревянные особняки шли на «растопку». Даже пятиэтажный дом был для Москвы сродни чуду. Что говорить о небоскребах! Проект Ле Корбюзье оказался слишком передовым для того времени. Однако, свой след в СССР архитектор все же оставил. В 1928 году его бюро выиграло конкурс на проектирование комплекса «Центросоюза» на Мясницкой. Этот масштабный проект вместил в себя тысячи метров помещений различного назначения: административных, торговых, хозяйственных, рекреационных (клуб, библиотека, гимнастический зал и тп).

Комплекс «Центросоюз» на Мясницкой

Позднее Ле Корбюзье редко использовал в своих проектах небоскребы. На какое-то время однотипные жилые блоки, выстроенные в строгой геометрии, становятся отличительной чертой его работ. В проектах небольших городов Злин (Чехия), Немур (Франция) нашла отражение мысль Ле Корбюзье: «Всё вокруг — геометрия!». Эти работы стали классикой и долгие годы являлись примером для подражания зодчих по всему миру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2013 - 2020 История архитектуры · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено