Открыть меню

Необрутализм в архитектуре.


Среди различных направлений, развивавшихся в архитектуре капитализма, видное место начал занимать необрутализм. Сторонники этого направления считали основой композиции функциональную и конструктивную концепции. Однако они пытаются противопоставить изощренности архитектуры современности с ее сложными техническими решениями и огромным выбором искусственных отделочных материалов простейшие подходы конструирования, грубую выразительность фактуры камня, неоштукатуренного кирпича, дерева.

Необруталисты стремятся возродить характерное для функционализма двадцатых годов отношение к архитектурной форме, определяемой ее назначением. Противопоставляя себя функционалистам, которые последовательно отказывались от природных материалов, необруталисты пропагандируют повсеместное применение всей выразительности их цвета и фактуры. В этом — основное и принципиальное отличие этих двух направлений.



На творчество архитекторов-необруталистов повлияли столь разные по своим устремлениям мастера, такие как Мис ван дер Роэ и Корбюзье.

Работы Мис ван дер Роэ воздействовали на необруталистов явностью конструктивной логики, открытым использованием металлических конструкций. Творчество Корбюзье привлекало их к себе неустанными поисками новых архитектурных построений. Особенно большое влияние на развитие необрутализма оказали раскрытые Корбюзье новые эстетические качества «грубого бетона», оставленного без оштукатурки, с оттисками на его поверхности досок опалубки и швов между ними.

simpsoni

Элисон и Питер Смитсоны

Основателями необрутализма считают англичан — супругов Смитсонов (Элисон и Питера). В 1954 году по их проекту было построено здание средней школы в Ханстентоне (Норфолк).

shool

Здание средней школы в Ханстентоне (Норфолк)

Необруталлистские сооружения со второй половины 50-х годов в архитектуре Англии начинают занимать весьма заметное место. В жилищном строительстве к числу первых, ярких примеров необрутализма относятся дома в Хэм Коммон, около Лондона, построенные в 1958 году по проекту Джеймса С. Ширлинга и Джеймса Гоуана. Во внешнем облике этого комплекса господствуют не оштукатуренные кирпичные стены, перерезанные поясами железобетонных междуэтажных перекрытий. Необруталистские тенденции ярко выражались и в проектировании комплексов университетов, начавшемся в Англии на заре шестидесятых.

ham-common-01

Дома в Хэм Коммон

ham-common-05

Дома в Хэм Коммон

Так, к примеру, в Сассекском университете в Брайтоне, возведенном в середине шестидесятых по проекту Бэзила Спенса, простоте архитектурных форм соответствует простота строительных материалов — бетона и кирпича без штукатурки. Чередование междуэтажных поясов, выполненных из железобетона с арочными проемами окон и глухих участков кирпичных стен — ведущий мотив в композиции фасадов. Архитектор подчеркивает массивность здания, противопоставляя ее «невесомости» стеклянных стен — футляров, столь популярных предыдущее десятилетие.



University_of_Sussex

Сассекский университет в Брайтоне

Еще сильнее массивность и весомость здания выявлены в библиотеке оксфордского университета (проект Л. Мартина и С. Уилсона, 1967 г.). Тяжелые, горизонтальные членения, глухие плоскости грубого бетона создают здесь ощущение почти крепостной мощи, несколько неожиданной для здания библиотеки.

Брутализм широко распространился в Скандинавии. Примером этого может служить библиотека в Хельсинборге (архитекторы Э. и Г. Андерсон, 1968 г.)

bible_in_helsing

Здание библиотеки в Хельсинборге

Необруталисты стремятся к пересмотру сложившихся приемов и в строительстве городов. В частности, они не поддерживают абстрактности и схематизма наряду с «диаграмматическим» мышлением в градостроительстве, развившегося со времен «Лучезарного города» Корбюзье. Они ратуют за всесторонний учет особенностей постоянного обновления городской структуры.

Рационалистическое учение Мис ван дер Роэ, «органичная» архитектура, неоэкспрессионизм, структурализм во всех его разновидностях и необрутализм являются лишь наиболее значительными и влиятельными творческими направлениями в современной капиталистической архитектуре. Пестрота ее общей картины увеличивается такими явлениями, как попытки создания «неоклассицизма», «необарокко» и так далее.

Эта пестрота усиливается и творчеством отдельных крупных архитекторов, стремящихся создать свой собственный архитектурный «почерк» и не принадлежащих к какой-либо определенной школе (Эдуард Стоун, Минору Ямасаки и другие). Законы капиталистической конкуренции неумолимо воздействуют и на развитие архитектуры. Прогнозы об утверждении в зодчестве капиталистических стран единого «международного» стиля, бывшие в моде первое послевоенное десятилетие решительно не оправдались.

© 2013 - 2024 История архитектуры · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено