Открыть меню

Австрийский архитектор Отто Вагнер.


Otto-Wagner

Известный европейский деятель искусства Отто Вагнер, выходец венской школы XIX века,  появился на свет 13 июля 1841 года в Пенциге. Он рано остался без отца. Однако, несмотря на тяжелое финансовое положение, он получил хорошее образование сначала в политехникуме, потом  перевелся в Королевскую строительную Академию. Потом он возвращается в Австрию и поступает в академию изящных искусств.

В 1862 Отто начинает работать в фирме Г.Фёрстера подмастерьем, а уже в 1864 – ему доверяют руководить строительством паркового павильона в Вене. Далее Вагнером было создано и реализовано большое количество проектов, к 1890 году был выпущен сборник его проектов. В самом начале своего пути архитектор работал с различными более опытными специалистами, ему приходилось подчинять свое творчество модным веяниям, что не всегда Вагнеру нравилось. Именно поэтому, свои ранние работы он не любил и не рассматривал  их как часть своего творчества.

Почти полувековой путь немецкого архитектора можно разделить на следующие этапы:

— ранний период:  с шестидесятых годов до конца восьмидесятых XIX века,

— зрелый период:  конец восьмидесятых XIX века, начало XX века,

— поздний  период:  до 1918 г.

В первые четверть века своего пути Отто без устали трудился и искал оригинальные решения в разных направлениях.  Наиболее излюбленным в работах Вагнера был стиль городского доходного дома, что способствовало развитию широты мышления. Мыслить шире помогала и разработка конкурсных проектов, что, кроме всего прочего, сделало работы Вагнера узнаваемыми, а его самого – известным в среде профессионалов.

Первая вилла Отто Вагнера
Первая вилла Отто Вагнера

Как уже было отмечено, ранний период творчества был посвящен поиску себя. Поэтому один из первых проектов Вагнера напоминал смесь форм, присущих стилям ренессанс и барокко. Обращение к историзму, однако, можно разглядеть и в других плодах творчества архитектора – доходный дом в Беллария Штрассе, жилой дом Грабенхоф, дом на Шоттенринге в Вене.

Жилой дом Грабенхоф
Жилой дом Грабенхоф

К концу раннего периода творчества архитектор проектирует доходные дома, делая более современными формы ренессанса таким образом, чтобы они соответствовали свойствам сооружений и учитывали их местонахождение. К концу 1870 годов архитектор работает самостоятельно, занимаясь любимым делом, продавая плоды своих трудов. Таким образом, он получил возможность свободы творчества, стабильный источник дохода. Как предприниматель с опытом, архитектор взял ориентир на состоятельных людей, поэтому создавал доходные дома репрезентативного типа. Вагнер по-прежнему был убежден в том, что жанр доходного дома является самым значительным для городов.

К концу 90х годов XIX века творчество архитектора приобретает характерные черты стиля модерн. Отто Вагнер встретил зарождение нового стиля, уже имея успех и известность. В 1899 году он присоединился к объединению сторонников стиля модерн, которое было создано его учениками и носило название Венский сецессион.

Станция «Карлсплатц»
Станция «Карлсплатц»

В 1894 г. Вагнера приглашают участвовать в  проектировании Венского Штадтбана и станции «Карлсплатц».  С этого времени он концентрируется на градостроительном и инфраструктурном проектировании. Вагнер спроектировал реконструкцию южных районов Вены. В рамках проекта, созданного Вагнером, было возведено два дома по набережной Wienzeile и разработан план рынка Нашмаркт. Среди реализованных проектов Вагнера – архитектурная часть Штадтбана (сохранившаяся до наших дней), речные сооружения. Как уже было отмечено, многие из произведений Вагнера периода зрелости в творчестве воплощали его взгляды на архитектуру своего времени и были связаны с реконструкцией австрийской столицы. Этой работой архитектор уже занимался в новом звании. Его назначили профессором архитектуры венской Академии искусств, а так же высшим строительным советником.

В то время Вагнер сконцентрирован на упрощении форм, причудливо сочетающимся с излюбленным декором и кованым железом. Для оформления архитектор выбирал нейтральную основу, декорируя ее серым, зеленым и золотистым цветами. Главная особенность его произведений – тонкие параллельные вертикальные по поверхности плоского пилястра канелюры  – стала излюбленным приемом многих архитекторов эпохи модерна. После того, как Вагнер завершил работу над Штадтбаном, он стал уделять внимание проектированию из бетона и алюминия.

Самым значительным проектом можно считать кожно-туберкулезную лечебницу, возведенную в  период с 1908 по 1913 гг. в Оттакринге. В проекте архитектор  реализовал  свою задумку по применению сборного железобетона в виде стенных панелей с расчленением фасада по швам. Эта же техника была предложена при проектировании санатория в  Пальмшлоссе. Вагнер предложил подобную технику в сочетании с простотой всех фасадных составляющих и ясностью в планировке. Наиболее ярко идея архитектора по сборному строительству отражена в эскизах венской библиотеки. В основе проекта – каркасное здание, стандартные конструкции. Железобетон предлагается использовать для столбов, стен и перекрытий. При этом стены предлагается выполнить как навесные панели. Проект не был реализован. Не позволяли строительные технологии. Однако, подобные смелые решения в разработке проекта здания таким неординарным способом говорят о том, что в теории архитектор  имел представление о развитии архитектуры с использованием железобетонных конструкций.

Отто Вагнер считал необходимым отстаивать свои убеждения, что вдохновило его на публикацию множества изысканий. Основные из них: «Зодчество нашего времени» и «К совершенствованию искусства», вышедшие в 1909 году, «Современная архитектура» — труд, издававшийся с 1865 по 1902 годы, «Большой город», опубликованный в 1911 году и «Качество зодчества» — публикация 1912 года. Основной целью издания трудов было обоснование потребности, диктуемой временем в изменении традиционных форм. Их трансформации в связи с возникновением новых стройматериалов и возможностей, появлением потребностей у человечества, характерных для изменений, продиктованных сменой эпохи.

Храм Святого Леопольда
Храм Святого Леопольда
Храм Святого Леопольда
Храм Святого Леопольда

Поздний период творчества архитектора характеризуется созданием проектов культовых сооружений. Одно из известнейших строений Вагнера – Храм Святого Леопольда. Творение, возведенное в Вене, воплотило в жизнь результаты изысканий на тему облика  культового сооружения. Среди результатов поиска – проекты и эскизы культовых сооружений в  Эссиге, в Берлине, в Веринге и другие. В данных разработках Отто старался воссоздать современное лицо культового сооружения. Но только Храм Святого Леопольда воплощает новую идею, возникшую сразу в нескольких государствах. Идея концепции – изменение планировки помещения и снабжение всем необходимым для комфортного пребывания. Архитектор сблизил жанр культовой архитектуры со зрелищным жанром. Здесь нет окон у алтаря, есть только окна сбоку, зал представляет собой единое пространство, высотой 20 метров. Углы здания закруглены, что позволяет улучшить слышимость.

Последним проектом архитектора стал храм Мира. Он был создан во время Первой мировой войны. Храм стал выражением идеи воли людей к миру. Этот проект по содержанию очень близок к работам раннего Вагнера, из новейших элементов – различные варианты применения железобетона.

В позднем периоде творчества архитектора были сформированы два направления: определение конструкцией и материалом формы (утверждение функционального подхода к проектированию) и пластическое обогащение с модернизацией элементов классики. Из чего можно сделать вывод о том, что, в творчестве Вагнера ярко просматривается конфликт декоративности и рациональности, что еще раз дает право отнести архитектора к эпохе модерна, полной противоречий и контрастов.

Отто Вагнер умер в Вене 11 апреля 1918 года.

© 2013 - 2024 История архитектуры · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено