Немецкий архитектор Эрих Мендельсон
Эрих Мендельсон по праву считается одним из величайших архитекторов, творческие поиски которого привели его от экспрессионизма к стилю интернациональному.
Эрих Мендельсон появился на свет 21 марта 1887 года в семье польских эмигрантов в городе Алленштейн. Проучившись недолго в Мюнхене, на факультете экономики, Эрих делает выбор в пользу архитектуры и переводится в техническую школу, которую оканчивает в 1912 году. Одновременно Мендельсон знакомится и начинает работать вместе с художниками из «Синего всадника» — объединения созданного в Мюнхене.
1919 г. ознаменовывается открытием собственного бюро, что дало возможность выставлять проекты. После успешного представления плодов творчества Мендельсона «Архитектура стали и железобетона» к нему стали обращаться первые заказчики.
Творчество немецкого архитектора нельзя вписать в рамки какого-либо направления ХХ века. Оно уникально. Однако в некоторых произведениях все же можно разглядеть черты экспрессионизма. Примерами могут служить динамичные архитектурные эскизы, созданные Мендельсоном в военное время, а так же его первые проекты. Среди них: башня-обсерватория Эйнштейна в Потсдаме, фабрика по изготовлению шляп в Люккенвальде. Все они характеризуются подчеркнутой выразительностью контуров, присущей экспрессионистской манере проектирования.
Начало двадцатых годов прошлого столетия. Возводятся промышленные здания, проектируются конторы. Все это определяет направление развития творчества Эриха Мендельсона и направление творческих изысканий архитекторов всей Германии.
Знаменитый проект Мендельсона – обсерватория Эйнштейна (годы возведения 1920-1921). Уникальность этого произведения искусства – в органичном сочетании функциональности и пластичностью, что делает его похожим на скульптуру.
В 1921-1924 году реализовывался еще один знаменитый проект немецкого архитектора – шляпная фабрика. Особенностью строения является продуманная технология. Привлекают внимание перекрытие и его необычная железобетонная конструкция. Интересно спроектирован красильный цех. «Функция плюс динамика – вот решение», — делился своими мыслями немецкий архитектор, подчеркивая, что формообразующими должны быть динамические композиции. Вдохновением для создания проекта стала поездка Мендельсона в Голландию, где на него произвели впечатление работы архитекторов-экспрессионистов.
Определяющим характер постройки универсамов в Германии 20х гг. прошлого столетия стал широко известный проект Мендельсона – магазин «Шокен». Пятиэтажное здание штуттгардского универмага. Его фасад – чередование горизонтальных стеклянных полос с полосами из кирпича и травертина цвета золота. Создан эффект «захвата» полосами башни круглой формы, внутри которой располагается лестница. Единение внешнего и внутреннего, функциональная и конструктивная обоснованность достигаются за счет размещения окон в торговых помещениях на большом расстоянии от пола. Это позволяет поместить полки для хранения товаров вдоль наружной стены.
«Горизонтали» немецкого архитектора динамичны, массивные акценты делают построение еще более выразительными и подчеркивают его характер. Ленточные окна выделяют геометричность формы, придают прямоугольный объем, служат элементом игры противопоставлений.
Отличные по своей функциональности решения продемонстрированы в проектах универсальных магазинов в разных городах Германии. Строения узнаваемы благодаря сплошным витринам из стекла, занимающим первый этаж и ленточным окнам, расположенным по горизонтали, закругленным фасадам.
Яркий образец отличного функционального решения – кинотеатр «Универзум», который был построен в Берлине в период с 1926 по 1929 годы. Форма здания – удлиненная подкова – резко контрастирует с вертикально спроектированной рекламной башней, имеющей форму прямоугольника.
Двенадцатиэтажное здание «Колумбус-хауз» в Берлине стало последним строением, которое спроектировал Мендельсон в Германии. Оно было возведено в 1931 году. Здесь характерная для творчества архитектора криволинейность контура строения практически отсутствует. Ее компенсирует светотень от фасада и крыши над рестораном, который располагается на последнем этаже здания.
Воплощением экспрессионистского модернизма является проект 1925 года комплекса зданий фабрики «Красное знамя» в Ленинграде.
Интересен так же оставшийся лишь на бумаге проект Дворца Советов в Москве, разработанный для представления на конкурсе в 1932 году.
Нацистские власти преследовали Мендельсона, ему пришлось эмигрировать сначала в Голландию, затем – в Англию. Некоторое время архитектор провел в Эрец-Исраэль. Проекты, создаваемые здесь органичны с окружающей средой, климатом и рельефом, выполнены из бетона и местных пород камня. По данному принципу спроектированы дом и библиотека Зальмана Шоккена, Англо-Палестинский банк и остальные его проекты, воплощенные в Иерусалиме и других городах.
Позднее Мендельсон оставляет Эрец-Исраэль и перебирается в Сан-Франциско, США. На новом месте Мендельсон занимается созданием проектов больниц, зданий культа. Его последние произведения верны идее горизонтальности. Например, при проектировании одной из больниц Сан-Франциско, возведенной в период с 1946 по 1950 годы ленты окон заменили выступающие балконы. Горизонтальность их линий подчеркивается перилами, их прерывают небольшие выступы округлой формы. В проекте просматривается излюбленный прием раннего Мендельсона – контраст.
15 сентября 1953 г. Эриха Мендельсона не стало. Его творчество оставило глубокий след в архитектуре Европы, оказало на нее значительное влияние. Его решения помогли сделать мышление архитекторов свободнее, открыв все грани новой архитектуры, превратив некоторые ее композиционные приемы и формы в моду.