Деятельность Баухауза.
Значительную роль в становлении архитектуры современности сыграла деятельность школы, созданной архитектором Гропиусом – Баухауза (Дома строительства). В девятнадцатом веке окончательно закрепилась резкая дифференциация между творческим трудом скульпторов и художников и работой ремесленников в области искусства. Художественное образование получали в высших школах, прикладников готовили в профессиональных училищах. Однако все чаще поднимался вопрос об объединении данных двух направлений в одно. Так появилась школа Баухауз, объединявшая в себе высшую школу и училище. Первоначально она называлась Государственным строительным домом Веймара, впоследствии была переименована в Баухауз.
Гропиус провел реформу, основываясь на стремлении уничтожить сложившийся исторически разрыв между «художественным» и «прикладным» искусством. Между ручным трудом и индустрией. По замыслу Гропиуса Баухауз должен был выпускать образованнейших художников, которые владели бы теоретическими основами искусства. При этом выпускники должны были также знать технологию современного индустриального производства объектов искусства. Исходя из этого, в программу школы входило изучение рисунка, живописи, гравюры, истории искусств, наряду с этими дисциплинами — изучение материалов, орудий и способов обработки.
Преподавать Гропиус позвал единомышленников. В числе первых, кто вел занятия, были специалист по художественной обработке металла — Иоганеес Иттен, специалист по живописи и гравюре — Лионель Фейнингер, скульптор и керамик — Герхард Маркс, основоположник современного абстракционизма — Василий Кандинский, живописец — Пауль Клее, декоратор и живописец — Моголи-Надь.
Время возникновения Баухауза – время сложных процессов, которые были призваны сформировать новый для того времени архитектурный стиль, в то время, когда зарождался дизайн, как новый вид проектной деятельности. Творческий метод школы взял за основу совмещение формы и функциональности, объединение разных областей творчества с использованием возможностей техники для создания гармоничной среды. Таким образом, активность Баухауза можно назвать социально направленной. Формы продукции создавались в первую очередь для людей с малым достатком.
Проекты вещей внедрялись в производство, таким образом, зарождался новый вид кооперации искусства и промышленности. Обучение предусматривало заложение идей функционализма, нового подхода к проектированию. Поэтому студенты проходили подготовку для реализации массовых проектов, что требовало знание процесса изготовления.
По замыслу Гропиуса продукция Баухауза должна была получить широкое распространение в массовом строительстве. Однако в основном ее брали на вооружение фирмы, занимающиеся оборудованием для учреждений, мебель приобретали владельцы особняков. Именно неудовлетворенность своей деятельностью заставила Гропиуса покинуть пост в 1926 году. Его преемником стал Мейер.
Ганнес Мейер наладил контакт с организациями, которые занимались жилищным строительством. Казалось, одна из ведущих идей Баухауза близка к реализации. Но деятельность Мейера стала отрицательно восприниматься муниципальными властями Дессау. В конце концов, в 1930 году Мейер оставил пост. Следом за Мейером школу возглавил Мис ванн дер Роэ.
В 1932 г. Саксонию захватили нацисты и школу перевели в столицу. Там он существовал недолго – в 1933 году школа была закрыта навсегда, а в здании Баухауза в Дессау была размещена фашистская организация.
Школой была поднята проблема единства и уникальности искусства, о том впечатлении, которое производят закругленные поверхности и углы, о ритме и пропорциях. Таким образом, рождался язык дизайна в том виде, который доступен нам сейчас.