Выдающийся немецкий архитектор Карл Фридрих Шинкель.
Наиболее выдающимся мастером немецкого происхождения начала девятнадцатого века по праву можно назвать Карла Фридриха Шинкеля. Благодаря произведениям в духе романтизма и классики он значительно повлиял на формирование национального эстетического вкуса. Его привлекало сочетание форм античного зодчества с лаконичностью монументальности. Шинкель считал, что детали и отделка не должны доминировать над архитектурными формами.
Шинкель родился в 1871 г. В семье архидиакона. После смерти отца в возрасте четырех лет Шинкель переезжает в столицу и поступает в Академию архитектуры. Его наставниками на архитектурном поприще были Давид и Фридрих Гилли, основатели академии. Он совмещает учебу с работой художником на фарфоровой фабрике (поначалу Шинкель занимался живописью и литографией).
Фридрих Гилли четко выделял связь архитектурной формы и назначения постройки. Рациональный подход с теоретической и практической точки зрения продолжил развивать и Шинкель. Он предлагал сочетание форм античной архитектуры и рационалистического подхода к проектированию зданий. Его взгляды сильно повлияли на архитектуру того времени.
В 1810 г. архитектор получает должность в строительной депутации столицы, несколько позже – место в академии художеств. Будучи асессором строительной депутации, Шинкель контролирует все важнейшие стройки в королевстве. В 1815 г., ему доверяют пост тайного советника по части строительства. Получив эту должность, он создает множество проектов для Фридриха Вильгельма III и его семьи. В основу проектов легли разные исторические архитектурные направления.
С поражением Наполеона романтизм вытесняет потребность немецкого национализма в самовыражении. Политический идеализм, военный героизм требовали возвращение классического стиля. В это время Карла Фридриха вдохновляет творчество Гилли и Дюрана. Архитектор создает проект Новой караульни, выполненной в виде массива кубической формы с шестиколонным дорическим портиком, который был возведен в 1816 году.
В 1821 году, придерживаясь выбранного стиля, Шинкель проектирует Королевский Драматический театр. Эти два шедевра – отражение зрелого стиля Карла Фридриха.
В 1830 году в Берлине был возведен Старый музей, в котором четко прослеживаются черты стиля Дюрана.
Все столичные постройки Карла Шинкеля проектируются по новым принципам – предвестникам зарождающегося стиля модерн. Развитие и реализация этих принципов продолжается в проектах торгового дома и обсерватории в Бонне, Арконского маяка, храма в городе Потсдам и других менее значительных сооружений тридцатых годов. При этом архитектор не изменяет своему принципу тесного переплетения формы и функциональности, что можно было считать редкостью для того времени.
В период с 1819 по 1820 г.г. архитектор становится сотрудником технического отделения в министерстве промышленности, торговли и правительственных сооружений, избирается членом совета академии строительства и профессором.
С 1825 Шинкель путешествует по Европе, посещает Италию, Шотландию, Англию. Путешествие вдохновляет на создание проектов в готическом стиле. Именно его мавзолей Луизы и столичная Вердерская церковь причисляются к первым строениям готического европейского Возрождения. Оставаясь верным этому направлению, немецкий архитектор спроектировал следующие строения: замки Курник и Бабельсберг, дворцы, ратушу в Циттау.
В 1830 г. Шинкель получает место главы Прусского департамента общественных работ. В этом новом качестве он занимается оформлением апартаментов кронпринца Фридриха Вильгельма, принца Августа. Работая с планом города, Шинкель подарил столице новые скверы и бульвары. Интересны проекты декораций и работ по металлу, созданные Карлом Фридрихом.
В истории искусства немецкий архитектор Шинкель — вдохновитель родной архитектуры, которому удалось вывести ее из спячки начала девятнадцатого века. Шинкель успешно возродил классическую древнюю архитектуру, адаптируя ее без нарушения ее принципов к климатическим особенностям севера и потребностям, диктуемым современностью. Основные проекты Шинкеля выполнены в стиле строгой эллинистической классики, сочетая в себе изящество и практичность.
Шинкеля также можно считать основателем немецкого направления неороманской архитектуры, получившей название «рундбогенстиль». Вдохновением на создание проектов этого стиля стали образцы итало-романской и итало-ренессансной архитектуры. Стиль обрел популярность в конце девятнадцатого столетия.
Творчество Карла Фридриха Шинкеля повлияло и на развитие российской архитектуры девятнадцатого века. По заказу царя Николая I архитектор разработал проект дворца в крымской Ореанде. Работа Карла Фридриха получилась поистине величественной. Величественное здание на скале имело сходство с эллинским дворцом, убранство должно было напоминать помпейские виллы. Добавить роскоши и экстравагантности были призваны расписные стены, мраморные скульптуры, галереи, фонтаны. Проект показался царю слишком затратным, поэтому не был воплощен в жизнь.
Карл Фридрих Шинкель скончался в столице Германии в 1841 году.