Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ.
Людвиг Мис ван дер Роэ появился на свет 27 марта 1886 г. в Германии. Сначала проходил обучение в ремесленной школе. Его отец был каменщик и резчик по камню, поэтому свое обучение будущий архитектор продолжил на практической работе – постройках отца. После нескольких лет практики Людвиг поступил в профессиональную школу. Особенности его профессиональной подготовки в значительной степени определили тот глубокий интерес к материалу, к разработке деталей, к реальному процессу строительства, который отличает этого мастера на всем протяжении его творческого пути. Его первым наставником в столице стал Б. Пауль. Поработав с ним некоторое время Людвиг переходит к П. Беренсу, который существенно повлиял на дальнейшую творческую судьбу Мис ван дер Роэ. Его учеба у Беренса способствовала формированию универсального подхода к проектированию зданий. В период с 1911 года по 1912 годы Мисс является руководителем реализации проекта П. Беренса – посольства Германии на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге. С 1912 года Людвиг принимает решение работать независимо.
В конце 20-х годов прошлого века помимо руководства Международной выставкой жилища Мис ван дер Роэ принимает участие в проектировании поселка Вайсенхоф. Его главное детище – проект дома из трех этажей в технике «свободная планировка». Основным отличием проекта была возможность образования внутри квартир различной величины, произвольных форм. Кухни, санузлы были зафиксированы. Остальное пространство было разделено свободно двигающимися перегородками.
В 1929 г. Мисом был спроектирован павильон Германии для участия в выставке в г. Барселона, который сам стал экспонатом. Отказ от украшений был компенсирован геометрией конструкции, выгодно подчеркивающей красоту материалов природного происхождения и свойства стекла и водной глади отражать свет. Тяжелая конструкция перенесена на обособленные металлические подпорки, освобождая, таким образом, тонкие стены. Проект сделал архитектора известным на весь мир.
Концепция проекта павильона Германии имела продолжение и была применена к проектированию жилых домов. В частности в тридцатом году Мис создает проект виллы Тугенгат. Возведенное на склоне здание выполнено в 2 уровня и поделено на 4 области функциональности. Стоит отметить, что в проекте применяется идея свободной планировки для светской зоны. Стены, выполненные из стекла и освобожденные от несущей функции, могут быть убраны. Так интерьер может быть объединен с природой.
В тридцатые годы архитектор возглавлял Баухауз, который первоначально располагался в Дессау, затем – в Столице.
В конце тридцатых Людвиг покидает Германию и перебирается в Америку, где ему предлагают возглавить технологический институт Иллинойса.
Развивая идеи философии неотомизма Мис разрабатывал идею «универсального» строения. В эскизе архитектора выражена совершенно новая идея сплошь остекленного вертикального объема, произвольной в плане формы со стальным каркасом. Новизна и смелость проекта Мис ван дер Роэ – не только в ликвидации несущих стен, но и в предложенной им системе гибкой планировки здания, при которой стабильными являются лишь только шахты лестничных клеток, лифтов, санитарные узлы, а внутренняя планировка может изменяться в зависимости от изменяющихся функций путем перестановки легких передвижных перегородок. За счет использования стекла, дома, спроектированные в таком ключе, наполнялись светом.
Абстрактные и правильные геометрические формы, которые стремился проектировать Людвиг в этот период, вступают в противоречие с основной идеей функционализма, где определяющим фактором формы является функция здания. Так Людвиг постепенно стал отходить от той концепции, что развивал ранее у себя на Родине.
В конце сороковых архитектор строит Стеклянный дом. Эффект «парения» постройки в пространстве достигается полным остеклением белого каркаса и помещением его на плиту и на стойки. В замкнутый объем заключены лишь санузел и подсобка. Остальное – комната, открытая в окружающее пространство, олицетворяет контраст и единение с природой. В настоящее время дом является архитектурным памятником штата Иллинойс.
Еще одним из крупных направлений в творчестве архитектора — возведение высоток. Самой известной постройкой является постройка Сигрэм Билдинг. Здание было построено в Нью-Йорке в 1958 г. и стало прототипом более поздних построек самых разных корпораций в разных уголках земного шара. Новизной, предложенной Людвигом было отнесение высотки вглубь, с высвобождением, таким образом, места для площади с фонтаном. После реализации проекта Сигрэма, в мастерской известного архитектора проектируется еще несколько офисов-небоскребов — IBM Плаза в Чикаго и небоскрёбы в Торонто (Канада).
Жилые дома Людвиг проектирует в том же ключе – внешне они не отличаются от офисов, резко контрастируют с кирпичными жилыми кварталами. Самым известным проектом в этой области можно назвать Лейк-Шор-драйв.
Последним детищем архитектора является Новая национальная галерея в Западной Европе.
Людвиг Мис ван дер Роэ ушел из жизни 17 августа 1969 года.