«Универсальное пространство» Людвига Миса ван дер Роэ.
Благодаря гению Миса ван дер Роэ простота была лишена статуса вульгарности, открылась в новом свете через призму благородства формы, равновесия, что нашло выражение в архитектурном стиле под названием рациональный функционализм, с которым связано имя великого архитектора. В соответствии с концепциями функционализма внешний вид здания необходимо рассматривать с точки зрения функций его частей.
Концепция «универсальной формы» очень долго преследовала Миса. Предпочитая идеальную и простую геометрию строения, архитектор ставил во главу угла единое внутреннее пространство, открывающее безграничные возможности по изменению интерьера.
Основой здания должен был служить один объем, являющийся универсальным пространством. Основной составной частью его универсального подхода стала конструктивная решетка, выполненная из стали и навесные стены – все, создающее эффект плавного течения пространства.
Мис считал, что подобная архитектура дает тем, кто пользуется зданием, неограниченную свободу его использования. Они могут менять обстановку и внутреннее пространство по своему желанию. Подобная универсальность позволяет не тратиться на модернизацию сооружений, делает их нестареющими, дает возможность пользоваться ими многим поколениям.
Первая возможность создать универсальную форму была реализована в проекте павильона Германии для Международной выставки.
Основным экспериментом архитектора была свободно стоящая несущая стена, которая стала открытием нового подхода в архитектуре. В самом деле к проектированию павильона был применен новаторский подход. Павильон олицетворял здание с точно выдержанными пропорциями и прямоугольным объемом без разделения внутреннего пространства перегородками. Здание было оценено только после того, как было демонтировано.
Американский период стал воплощением идей Людвига в своих проектах. Он даже позволяет себе отказаться от своих идей функционализма в пользу абсолютной абстракции и идеальности форм. Таким образом, закладывая возможность использования здания без привязки к идее проекта, которая существовала изначально.
Воплощение принципа внутреннего пространства без разделения был реализован в пятидесятых годах прошлого века в проекте комплекса Иллинойского технологического института. Характерные черты строения: прямоугольный объем, стеклянные панели вместо стен. Таким образом, здание могло изменять внутреннюю обстановку.
Предшественником факультета был построенный в Чикаго Стеклянный дом, олицетворявший концепцию абсолютного и идеального пространства. Дом словно парит в пространстве, являясь красочным примером реализации абсолютной абстракции. Для создания эффекта используются стены из стекла, освобожденные от несущих функций, которые выполняют стойки. И в данном проекте была реализована идея неразделенного внутреннего пространства, идеально вписывающегося в ландшафт вокруг.
Далее Мис проектировал стеклянные параллелепипеды, также являвшиеся выражением его концепции универсальности строения. Простота форм и равномерное членение повторяющимися стойками. Примером является небоскреб Сигрэм Билдинг, возведенный в Нью-Йорке. Стиль использован и для постройки жилых домов в пятидесятых домах.
Вся жизнь Миса ван дер Роэ была посвящена проектам, обладающим математически точными пропорциями и идеальными абстракциями. Принципы создания таких проектов были отшлифованы и доведены до идеала. Может быть именно поэтому, после ухода из жизни великого архитектора у него было очень мало последователей.