Европейский архитектурный экспрессионизм 1910 -1920 гг.
Начало прошлого столетия знаменуется большими переменами в искусстве большинства европейских стран. Хотя отмечающиеся явления отличаются друг от друга, в них легко можно разглядеть общее направление отказ от реализма, характерного для прошлого.
Намечались и серьезные перемены в обществе – капитализм входил в свою заключительную стадию. Ее антинародная сущность нашла свое отражение и в искусстве. Происходило отчуждение деятелей искусства от народа. Такой процесс сказался на качестве искусства – существенно его снизил. В таких условиях рождался экспрессионизм, который позднее был назван самым сложным и противоречивым направлением в современном искусстве, сплетая воедино тенденции реакционные и прогрессивные.
«Экспрессионизм» означает «выражение». Первое упоминание о нем встречается в журнале «Штурм», в публикации философа Воррингера 1911 года. В своем привычном смысле термин попал в выставочный каталог «Синего всадника» в 1912 году. Слово прижилось и стало обозначать произведения, в которых действительное претерпевает изменения для большей выразительности отражения внутреннего мира мастера. Особенно полюбился данный стиль деятелям искусства Германии. Э.Л. Кирхнер – считавшийся идеологом экспрессионизма Германии – полагал, что стиль является проявлением особенных свойств немецкой нации. Возможно, поэтому стиль развивался и был популярен в основном в Германии и Австрии. Стоит, однако заметить, что плачевное положение Германии после войны не позволило реализовать самые интересные проекты экспрессионистов. В основном архитекторы проектировали лишь выставочные павильоны и декорации.
Как уже было отмечено, своей специфичностью архитектура двадцатого века обязана сложным историческим процессам. Однако главную роль в ее формировании сыграли все-таки функциональные, композиционные и технические открытия конца девятнадцатого века. Важно отметить также создание новых стройматериалов с совершенно новыми технологическими свойствами, что позволило архитекторам облачать в проекты свои самые смелые задумки, сформированные исходя из возможности и особенностей процесса освоения новых материалов, создания необычных форм.
Произведения архитектуры, выполненных в стиле «экспрессионизм» характеризуются эмоциональной выразительностью композиции. Для достижения ее использовались различные приемы. Например, острые архитектурные формы, их гротескность, деформация и даже отказ от традиционного построения композиции и формирование ее в соответствии с принципами скульптуры. Конструкции эпохи экспрессионизма биоморфны, формы уподобляются объектам неживой природы. Некоторые специалисты считают проекты, созданные в это время экспрессионистами прародителями бионических направлений в архитектуре.
Ярчайшими представителями этого художественного направления считаются мастера как: Э. Мендельсон, Г. Шарун, Г. Пёльциг, Х. Хэринг.
Строением, отражающим суть экспрессионизма, как архитектурного направления, является Башня-обсерватория Эйнштейна. Формы здания, выполненные из железобетона — монолитны, поэтому обсерватория напоминает скульптуру. Архитектурные формы башни явно преобладают над решением её внутренних пространств.
Не менее интересно здание-скульптура, возведенное в 1923 году в Дарнахе. «Гётенеум» спроектировал известный философ-антропософ Р.Штайнер.
Использование новых для того времени конструктивных решений – каркасов, ленточных окон и плоских крыш становится возможным в сочетании с отрицанием аскетизма их композиции. Например, в работах Мендельсона ясно просматривается противопоставление ортогональности и криволинейности форм, ассиметрия. Он делает объемными угловые участки и торцы, частью композиции становятся объемные башни (в которых располагаются лестницы).
Проектируя кинотеатр «Универзум» Мендельсон экспериментирует с контрастными полихромными декорациями фасадов, фактурой их отделки. Два объема в форме подковы установлены на опоры в форме столбов. Объемы сами по себе контрастируют. Так нижний выполнен большего диаметра, чем верхний. По всей поверхности нижнего объема расположены ленточные окна. Верхний объем окон не имеет. Вертикаль рекламной башни, врезающаяся в концентрические объемы, также является элементом контраста. Башня облицована с использованием светлых тонов, тогда как цилиндры выполнены из темного цвета.
Динамичность конструкциям фабрики по изготовлению шляп в Люкенвальде и цеха фабрики в Ленинграде придают башни-врезки в их основные протяженные формы.
Экспрессионизм как архитектурный стиль существовал в Европе недолго. Перешагнув двадцатые, архитекторы начали расставлять акценты иным образом. Их больше привлекала рационализация пространства, нежели декоративные элементы. Стиль получил второе дыхание в послевоенное время.